Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Лапин И.Л., Здольников В.В., Лапунов С.В. Зарубежная литература 20 века - Литература США (отрывок)

В двадцатые годы начинается творческий путь Эрнеста Хемингуэя (1899–1961), наиболее видного представителя американской литературы lost generation, к которым наряду с ранним Фицджеральдом критика причисляла также первые литературные опыты У. Фолкнера («Солдатская награда») и Д. Дос Пассоса («Три солдата»). Он дебютировал сборником рассказов «В наше время» (1925 г.); героями большинства из них являются молодые американцы, вернувшиеся с фронта и не могущие адаптироваться в мирной жизни, не находящие уже общего языка со своими родителями, близкими, любимыми. Чувство неприкаянности, одиночества доминирует в них. В изданном через год романе «И восходит солнце» («Фиеста») действие происходит во Франции, его герои – пятеро молодых американцев (Брет Эшли, Джейк Барнс, Майкл Кэмбелл, Билл Гортон, Роберт Кон и Фрэнсис Клайн) ведут странную жизнь богемы, прожигая в пустых разговорах, ежевечерних походах по кабакам и злачным местам Парижа время и деньги. Автор не снисходил до объяснений причин вселенского пессимизма и какой-то нравственной опустошенности большинства героев (кроме, пожалуй, Барнса) – о том можно лишь догадываться по отдельным намекам, деталям их диалогов. Он был воинственно фактографичен в своем первом романе, не желая ни доискиваться мотивов, ни давать собственных оценок поведения своих персонажей. За что получил от тогдашних критиков массу упреков в искажении правды жизни, в нехудожественности, композиционной беспомощности романа. Что касается романной формы, тут они были во многом правы; но обобщённый портрет так называемого потерянного поколения, утратившего старые идеалы и не обретшего новых, воссоздан точно.

Тем не менее к критикам он прислушался и в следующем романе о том же поколении "Прощай, оружие!" (1929 г.) не пренебрегал социальными мотивировками поведения героя наряду с психологическими.

После «Прощай, оружие!» у Хемингуэя наступает то, что некоторые исследователи называют творческим кризисом. Наверное потому, что до появления следующего романа «Иметь и не иметь» проходит восемь лет, заполненных малыми эпическими жанрами. Тема «потерянного поколения» отработана, поиски новой затянулись. Требовательный к себе писатель ищет то настоящее, ради чего стоит жить и умирать, с чем можно идти к читателю. В своих поисках он обращается к людям экзотических занятий и профессий – тореадоры, путешественники, охотники за львами, контрабандисты.

В романе «Иметь и не иметь» Хемингуэй создал резко контрастную картину общества, где на одном полюсе – бедняки, лишенные возможности жить в человеческих условиях, на другом – богатые бездельники, опустошенные богатством люди, те, кто «имеет». Герой романа моряк Гарри Морган – мужественный и сильный человек, но он из тех, кто «не имеет». Нужда заставляет его заниматься небезопасным промыслом – контрабандой. Гарри вынужден жить по волчьим законам общества, обрекающего его на голод, проповедуя крайний индивидуализм, поступая в соответствии с таким взглядом во всех своих попытках выбиться из нужды, во что бы то ни стало разбогатеть.

Поиски писателем настоящего в жизни приводят его к теме судьбы человека в обществе, к общей для многих писателей Америки теме «американской мечты». Они же приведут его в республиканскую Испанию, сражающуюся против фашизма. Там он увидел настоящих людей и запечатлел их подвиг в пьесе "Пятая колонна" и романе "По ком звонит колокол" (1940 г.). Герой его Роберт Джордан – молодой американец, добровольно приехавший в Испанию сражаться с фашизмом. Он получает задание перейти линию фронта и, когда начнется наступление республиканской армии, с помощью партизанского отряда взорвать мост в тылу у фашистов, чтобы помешать им подбросить подкрепления. Разрабатывая сюжет небольшой операции, автор решает ряд нравственных проблем. И в первую очередь это проблема ценности человеческой жизни в соотнесении с нравственным долгом, добровольно принятым во имя высокой идеи. Понимая, что выполнение задания может кончиться гибелью для него, Джордан, тем не менее, утверждает, что каждый должен выполнить свой долг.

И он остается на верную смерть, решая прикрыть отступление товарищей. Эпиграфом к роману Хемингуэй взял строки английского поэта Джона Донна, очень точно выражающие гуманистическую направленность романа, говорящие и о непреходящей ценности каждой человеческой жизни, и о слитности судьбы каждого человека с судьбами всего человечества: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка... Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством».

Самым значительным произведением Хемингуэя после Второй мировой войны стала философская повесть-притча «Старик и море» (1952 г.). Здесь впервые в творчестве Хемигуэя героем стал человек-труженик, видящий в своем труде жизненное призвание. Мужество Сантьяго предельно естественно; в нем нет ничего от театральности матадора, играющего в смертельную игру перед публикой. Старик терпит поражение в неравной схватке с акулами, которые уничтожают его добычу, доставшуюся столь дорогой ценой. Но никакого ощущения безнадежности и обреченности не остается у него: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Хемингуэй вошел в историю литературы как основатель нового стиля прозаического повествования, в основу которого, по авторскому определению, положен «принцип айсберга». Основные его признаки: краткость, лапидарность предложений, минимум авторских описаний и литературных красот, на первый взгляд малозначащий, поверхностный диалог, подлинный смысл и содержание которого упрятаны в подтекст. Суровая лаконичная проза соответствовала тому пониманию мира и человека, их взаимоотношений, которое сложилось у молодого автора, выступившего в литературе от имени поколения, физически и нравственно искалеченного мировой бойней. Мир и человек изначально враждебны друг другу, они обречены на борьбу, исход которой предрешен. Человек обречен на поражение в этом противостоянии; но, даже зная о своем уделе, он должен мужественно встречать удары судьбы, противостоять ей до конца.

И.Л. Лапин, В.В. Здольников, С.В. Лапунов



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"