Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Митин М.Б. Реализм: ответственность и социальная ориентированность личности (лейтмотив в трактовке человека у Хемингуэя)

Личность в XX столетии. М.: «Мысль», 1979

Разные течения буржуазного искусства XX в. дают несхожие, но равно ошибочные ответы на вопросы о сути и смысле жизни личности. Эта многовариантность родственных по мировоззренческой направленности, весьма односторонних (и этим сходных при всем разнообразии) ответов свидетельствует о том, что модернизм как художественное направление буржуазного искусства является периферией более существенного процесса — поиска гармонии личности и общества. Последнее и характерно для реализма.

Реализм XX в. выработал систему лаконичных, экономных художественных средств передачи жизненного богатства мира. Современное реалистическое искусство в буржуазном обществе мучительно ищет пути развития человека и человечества, отстаивает гуманистические идеалы, утверждает человека как высшую ценность. Оно вносит много нового в познание человека, смысла его жизни. Реализм утверждает повышение ответственности личности перед историей, ищет возможности и способы преодоления разобщенности людей.

В творчестве У, Фолкнера, Э. Хемингуэя, А. Сент-Экзюпери, И. Бергмана, М. Антониони, Ф. Феллини, Ст. Крамера и других художников-реалистов мы встречаемся с концепцией, которая пытается разомкнуть принципиальную обреченность человека на одиночество.

В творчестве Сент-Экзюпери утверждается человек действия, активная личность. «Если я не участник, то кто же я?» — это главная формула всех книг писателя. Сент-Экзюпери показывает, что человек даже в пустыне не одинок. Существует невидимое братство людей. Система идей «Маленького принца» глубоко гуманна: никто не может жить спокойно на Земле, если на далекой звезде кто-то несчастлив. Человек ответствен не только за зло, но и за добро (если ты приручил Лиса, ты не имеешь права его бросить). «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»19. Вся деятельность Сент-Экзюпери направлена на преодоление разобщенности. Пафос его жизни и творчества — в преодолении разобщенности людей.

Однако проблема человека и общества в художественной концепции Сент-Экзюпери ставится только в этическом плане, без учета политического аспекта. Освобождение личности писатель не связывает с освобождением масс.

Каков лейтмотив в трактовке человека у Хемингуэя? Венгерский литературовед Д. Боднар в докладе «Один из видов нового реализма в англо-американском романе периода между двумя мировыми войнами», прочитанном на советско-венгерском симпозиуме (Будапешт, 1969), подчеркнул, что "Старик и море" — это мощный заключительный аккорд, в котором вновь зазвучали все главные мотивы творчества Хемингуэя. Старик оказывается побежденным. И все-таки он счастлив, потому что важен не результат, а само деяние. Делая вывод из анализа произведения Хемингуэя, Боднар сказал, что человека оправдывает не успех, а сознание, что он сделал все, что мог, для выполнения выпавшей на его долю задачи. И действительно, не случайно в романе много раз повторяется художественный тезис: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».

В этом итоговом произведении Хемингуэя есть одна фраза: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Это сказано в 1952 г., после Освенцима и Майданека, после того, как погибли 50 млн. человек во второй мировой войне, после чудовищного эксперимента фашизма. Можно лишить кого-то даже человечности, но нельзя победить человека. Быть может, эта мысль подытоживает всю многообразную по материалу и жизненному опыту прозу Хемингуэя, в которой всегда главными героями были люди, обладающие внутренним моральным кодексом. Этот кодекс часто расходился с общепринятыми в буржуазном обществе нравственными нормами, но он был ориентирован на гуманизм.

"Иметь и не иметь" и "По ком звонит колокол" — произведения, проникнутые верой в возможность установления социальной справедливости. Хемингуэй приходит К идее человека для людей, человека вместе с людьми. Один из героев романа «Иметь и не иметь» говорит многозначащую в контексте романа фразу: «Все равно человек один не может ни черта». Для Хемингуэя нет человека, который был бы как остров, сам по себе, — эта истина и является основанием морального кодекса несколько скептических, но тянущихся к справедливости героев Хемингуэя. Их моральный кодекс есть исторически и художественно существенный вариант идеи ответственности человека.

М.Б. Митин



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"