Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Сау Э.Э. Хемингуей и гражданская война в Испании (Испанская земля и Пятая колонна)

Ученые записки тартуского государственного университета. Проблемы реализма и романтизма в английской и американской литературе. Литературоведение. Тарту, 1979.

В конце 1930-ых годов были созданы самые лучшие новаторские произведения американских писателей, в которых отражался мятежный дух народа. Мы имеет виду такие произведения, как "Пятая колонна" и "По ком звонит колокол" /1940/ Эрнеста Хемингуэя, "Глубинный источник" /1940/ Альберта Мальца, "Гроздья гнева" /1939/ Джона Стейнбека, "У нас это невозможно"./1935/ Синклера Льюиса, "Тебе не вернуться домой:" /1940/ Томаса Вульфа, "Здесь лежит" /1939/ Дороти Паркер, и др. Почти все эти произведения, как мы видим, были написаны в то время, когда Европа уже боролась с фашизмом. В те года возникло значительное литературное демократическое движение, охватившее писателей различных эстетических и политических убеждений и направившее их в русло реализма.

Гражданская война в Испании потрясла своим героизмом и величественной трагичностью всю прогрессивную мировую общественность, она подсказала и Хемингуэю искомого положительного героя - человека действия. Этот новый герой примечателен во многих отношениях. Если герой предыдущих произведений Хемингуэя /"В наше время", "И восходит солнце", "Прощай, оружие!", "Иметь и не иметь"/ нередко отставал от идейного развития самого автора, и его борьба за место в жизни приводила в тупик, то знакомство с мужественными борцами-антифашистами дало писателю такие положительные и в то же время реальные примерь самоотверженного служения высоким идеалам, которые требовали от него серьезной переоценки своих общественно-политических и литературно-эстетических воззрений. Уже отмечалось, что Хемингуэй неизменно избрал своего центрального героя из среды, ему непосредственно знакомой, будь то Ник /"В наше время"/, представители "потерянного поколения", спортивные рыболовы и охотники или простые труженики. Участие в битве за демократическую Испанию дало ему право писать уже и о сознательных политических борцах, к числу которых он сам себя целиком причислить не мог.

Во всех ранних, произведениях Хемингуэя последовательно звучала антивоенная тема. Писатель видел в войне концентрацию зла и насилия, источник бед послевоенного "потерянного поколения". Хемингуэй очень полюбил Испанию ее народ, и, может быть, поэтому именно события в Испании вызвали у него более глубокую трактовку проблем войны и человека на войне, именно эта война была названа им "какой-то новой, удивительной": От этой войны уже нельзя было б акать, она захватила людей, заставила их принимать правду одной из борющихся сторон.

Интернациональные бригады, участвовавшие в Испании в битве против фашизма, объединяли представителей многих национальностей. Американские волонтеры, бойцы Линкольновского батальона, представляли подлинно передовую часть американского народа. Вместе с бойцами были и демократически настроенные писатели и журналисты. Уже это окружение сильно влияло на взгляды Хемингуэя отдавшего свое перо на службу неродному фронту. В американской литературе вышло немало документальных /Э. Рольф, С. Нелсон, А. Бесси, М. Вольф/ и художественных /Э. Синклер, Л. Хьюз/ произведений о тех героических днях.

Война в Испании уже не является для хемингуэевокого героя обычной войной; центральный характер этих произведений писателя становится все более и более сознательным, понимающим, что Народный фронт ведет справедливую войну, он борется за тех, которые "не имеют". Конечно, центральный герой не может сразу избавиться от своей прежней позиции борца-одиночки, но в конце концов он все же находит новый жизненный путь.

Поэтому Хемингуэю удалось, как публицисту и беллетристу, отразить наиболее существенные и определяющие черты этой эпохальной войны. Уже ранние произведения писателя нередко имели интернациональное звучание. Теперь же, во время испанской войны его умение понять и оценить представителей самых различных национальностей помогает ему глубже осмыслить происходящее. В то же время были опубликованы и его очерки о войне "Мадридские шоферы" /1937/, "Американский боец" /1938/. Первый очерк посвящен антифашисту, шоферу Иполито и заканчивается словами автора "You can bet on Franco, or Mussolini, or Hitler, if you want. But my money goes on Hipolito". Изменилось существо войны, изменилось отношение Хемингуэя к войне, изменился в итоге и герой его произведений о войне.

Как сценарий фильма "Испанская земля", так и пьеса "Пятая колонна" о переосмыслении Хемингуэем своих прежних философских и политических взглядов.

В сценарии /а точнее - дикторском тексте/ фильма "Испанская земля" преобладает документальный материал. Хотя фильм и показывает в определением отношении опыт одного молодого человека по имени Джордан, фактически центрального героя, в нем нет - весь фокус направлен не на героя, а на гражданскую войну. Хемингуэя в этой войне привлекает прежде всего пафос борьбы, которым преисполнен испанский народ. Фильм целиком выполнен в оптимистичных тонах и это вполне соответствует заявлению Хемингуэя, сделанному несколько позже, о том, что весна 1937 года была самым счастливым для республиканцев периодом войны, когда они имели реальные шансы на успех.

Зимой и весной 1937 года интернациональные бригады действовали очень успешно и Хемингуэй хотел посвятить и фильм и книгу всем своим друзьям республиканской Испании. Он пишет:

"This Spanish earth is dry and hard, and the faces of the men who work on the earth are hard and dry from the sun".

Хемингуэй сравнивает испанскую землю, сухую и твердую, с лицами испанцев, работающих на ней, тем самым подчеркивая твердость, упорство и смелость этого народа. Автор показывает, что людям, для получения высокого урожая, нужно орошать землю, но теперь они должны прорывать новые канавы-окопы для того, чтобы завоевать свободу, на своей земле.

Хемингуэй показывает простых солдат, которые командуют дивизиями; в Республиканскую армию идут также люди самых различных профессий. Писатель дает в своей книге портреты Долорес Ибаррури и немецкого писателя Густава Реглера, приехавшего в Испанию бороться за осуществление своих идеалов. Весьма показательно, каким вниманием, с каким желанием постичь источник их мужества и веры в будущее народ, Хемингуэй говорит о них. В сценарии Хемингуэй придает большое значение речи Долорес Ибаррури, стремясь подчеркнуть ее характерные особенности: "… all the new Spanish woman is in her voice. She speaks of the new nation of Spain. It is a new nation, disciplined and brave. It is a new nation forged in the discipline of its soldiers and the enduring bravery of its women".

В фильме Хемингуэй увековечивает Ибаррури и ее голос для будущего общества как документ о ее вкладе в дело самого народа.

В предисловии к книге Яспер Вуд пишет о громадном значении сценария Хемингуэя "Испанская земля". По мнению Вуда, он сделал то, что человек может сделать только раз в жизни, а что бы он ни писал в будущем, более значительной вещи ему не написать. Можно вполне согласиться с Вудом, "Испанская земля" действительно одна из лучших работ, написанных Хемингуэем, но, тем не менее, писатель смог создать и более значительные произведения, какими являются роман "По ком звонит колокол" и повесть "Старик и море". В сценарии "Испанской земли" автор впервые выразил свои политические взгляды, но здесь важно и другое: он сам среди борцов народного фронта и поэтому пишет о виденном им самим. Яспер Вуд прав, Хемингуэй действительно посвятил себя спасению демократии в Испании. Война, доказала Хемингуэю, что все силы должны быть соединены в борьбе против фашизма и что для осуществления этой цели рабочие должны быть солидарными.

Война дает полезный и нужный урок как автору, так и его герою. Автор, а вслед за ним и его герой увидели, что человек в одиночку ничего не может сделать, необходимы объединенные усилия многих людей в борьбе против власти имущих, в борьбе за свободу.

Соединение документального факта с художественно разработанным характером является шагом вперед в творческой эволюции Хемингуэя. Эта эволюция была также обусловлена усвоением самим Хемингуэем истории и логики социальной, борьбы, уже в силу документальности нашедшей отражение в очерке.

Пьеса "Пятая колонна" - единственное произведение Хемингуэя драматического жанра. Герой этого произведения существенно отличается от своих предшественников. Причину отличия нужно искать не только в жанровой специфике работы, сколько в новых идейно-эстетических принципах ее автора. Хемингуэй поставил перед собой цель представить события в Испании в литературной форме настолько правдиво, насколько он будет способен сделать это.

Хемингуэй писал пьесу "Пятая колонна" в течение осени и зимы 1937-го года. В предисловии к сборнику, в котором была опубликована "Пятая колонна", автор объясняет название своей пьесы. По его словам, осенью 1936 года бунтовщики заявили, что четыре их колонны двигаются в направлении Мадрида, в то время как пятая колонна действует в самом городе для того, чтобы атаковать защитников Мадрида из тыла.

Действие пьесы происходит в гостинице осаженного Мадрида. Четыре фашистках колонны находятся, около столицы, а пятая действует в самом Мадриде. Герой Филип Роулингс является борцом против этой пятой колонны. Официально в Мадриде он находится в качестве военного корреспондента, но на самом деле Филин Роулингс - контрразведчик. Он любит Дороти Бриджес и намеревается жениться с ней, но в то же самое время герой понимает, что его долг продолжать борьбу c фашизмом. Осознав это, он покидает героиню. Филип Роулингс находится под сильным влиянием своего товарища по оружию, коммуниста Макса, Характер главного героя пьесы свидетельствует о дальнейшем развитии образа борца за свои социальные и этические идеалы.

Филипу Роулингсу не свойственны тот крайний индивидуализм, социальный скептицизм и ощущение безысходности, которые являются характерной чертой предшествующих ему героев Хемингуэя. В описании быта и характеров писатель снова, как и в своих прежних произведениях, опирается на личные наблюдения и опыт, который он вынес теперь из фронтовых будней и жизни осажденного Мадрида.

В задание героя входит обнаружение и захват людей пятой колонны, которые убивали простых тружеников. Хемингуэй показывает, насколько опасны были они республиканцам. Горничная гостиницы Петра рассказывает героине, как фашисты расстреляли электрика: "They could see he was a working man from his clothes... That's why they shot him. They are our enemies. Even of me. If I was killed they would he happy. They would think it was one working person less ...I have no politics".

Члены пятой колонны, как подчеркивает автор, убивают всех работающих на республику, независимо от того, занимаются они политикой или нет. Автор и его герой не хотят видеть пораженных простых людей. Писатель ненавидел фашизм. Это чувство предопределило и идейный облик, его героя. Антифашизм для него - неотъемлемая черта человеческой сущности, ради него герой готов поступиться своим влечением к хорошей жизни и удобствам, прежними абстрактно-гуманистическими иллюзиями и даже любовью. Очень убедительно раскрывается облик Филипа Роулингса в его отношениях с американской журналисткой Дороти Бриджес. Нельзя сказать, что герой полностью преодолел индивидуализм; это особенно ярко проявляется в сценах с Дороти Бриджес. Ситуация эта в творчестве сама по себе не нова: герой. в силу обстоятельств или личной заинтересованности вынужден включиться в борьбу, которая, чем-то увлекает, чем-то отталкивает, и тогда возникает на его пути женщина, в отношениях с которой у него созревает мысль о возможности третьего пути, так называемого выхода же игры, чтобы найти успокоение и добиться личного счастья. Такая сюжетная схема с некоторыми видоизменениями встречалась уже не однажды. Лирический план, чувства, стремление хотя бы в личной жизни достичь недостающей в социальной сфере гармонии, и в то же время остающаяся неудовлетворенность собой после такого бегства – все это придавало психологическую контрастность в основном суровым и лаконичным описательным сценам хемингуэевских произведений. Однако в "Пятой колонне" цель борьбы выше личного, выше любви, усталости и разочарований. Молодая, красивая и богатая Дороти символизирует собой то, от чего Филип отошел ради борьбы. Карлос Бейкер нашел символическое толкование в её имени - Бриджес /мост; переносица - Э.С./. По его мнению, она как бы символизирует связь с прошлым. Дороти предлагает герою отказаться от никому ненужного, по её мнению, пролития крови, и уехать с ней из Испании, ибо трагический исход событий уже виден. Но герой с призрением говорит о тех местах, которые они посетили бы вместе и о том образе, который бы они вели: "… a thousand breakfasts come up on trays in the thousand fine mornings of the next three years; or the ninety of the next three months; or however long it took you to be tired, of me, or me of you… We'd stay at the Grillon, or the Ritz, and in the fall when the leaves were off the trees in the Bois and it was sharp and cold, we'd drive out to steeplechasing. … That's it."

Видимо, типичной особенностью Хемингуэя становится разговор о тех местах в которых он никогда с героиней не побивает. С тем же самым читатель встречается и в романе "Иметь и не иметь". Гарри Морган перед своим фатальным рейсом тоже говорит своей жене о местах, куда они никогда не поедут. Но в "Пятой колонне" Филип Роулингс называет места, принадлежащие его прошлой жизни. Поэтому он скажет Дороти: "I have been to all these places, and I've left them all behind. And where I go now I go alone, or with others who go there for the same reason I go".

Герой знает, что логика жизни не дает возможности для иллюзий и у героя не может быть другого пути кроме борьбы. Психологическая коллизия пьесы осложняется тем, что Роулингсу оказывается не под силу работа в контрразведке, порой он испытывает бессилие и даже отчаяние, он чувствует свою отчужденность от всех окружающих его людей. В предисловии автор пишет: если в пьесе и есть мораль, то она заключается в том, что у людей, работающих в определенных организациях, нет времени для личной жизни. Но именно в этом произведении герой сам отказывает себе в праве на личную жизнь и ставит идейные побуждения выше личных, оставаясь в рядах антифашистов.

Здесь видно, что автор уклоняет своего героя от поисков так называемого сепаратного мира, к чему стремились его предыдущие герои. Но те же самые проблемы ставятся перед, героем снова в сценах, когда он должен принять участие в допросе фашистских лидеров. Понимая необходимость насилия в борьбе против фашизма, Хемингуэй, делает акцент на это в своей пьесе, но внутренне герой страдает: "And I'm tired too, and I’m worried now.Yon know what I’d like? I’d like to never kill another son-of-a-bitch, I don’t care who or for what, as long as I live. I’d like to never have to lie. I’d like to know who I'm with when I wake up. I’d like to wake up in the same place every morning for a week straight. I’d like to marry a girl named Bridges".

Филип никого не хочет убивать, и он понимает нечеловечную сущность войны, однако в конце концов герой приходит к выводу о необходимости убивать во имя принципов гуманизма - для того, чтобы победить фашизм. Здесь видна разница между предыдущими героями Хемингуэя и Филипом Роулингсом. Ник Адамс и Фредерик Генри в опасных условиях войны заключают сепаратный мир, в то время как Филип Роулингс побеждает в себе этот соблазн. Но, несмотря на это, он все же не участвует в войне с полной убежденностью в своей правоте. Поэтому герой не постигает, что с жестоким и грубым врагом и он должен быть брутальным, это обусловливается логикой борьбы.

Герой, этого произведения вновь выражает противоречивое отношение Хемингуэя к современным событиям. Он не испанец, он пришелец извне, по зову своего сердца включившийся в испанскую трагедию. Он мужествен, беспощадно принципиален, но останется внутренне несколько чуждым к самым последовательным антифашистам испанским коммунистам и коммунистам из интернациональных бригад. Хотя он чувствует себя частицей большого коллектива, он не лишен традиционных для хемингуэевского героя черт индивидуализма, дуализма в его оценках событий, в оценке своей роли вновь заставляют в произведении звучать ноты личной трагедии.

Решение продолжать борьбу возникло у героя под влиянием коммунистов, особенно Макса. Коммунисты появились впервые в произведениях Хемингуэя в романе "Иметь и не иметь", но там они были второстепенными лицами. В пьесе они несут важную функцию в эволюции хемингуэевского героя. Можно согласиться с Мендельсоном: "Утверждая моральное величие Макса, Хемингуэй дает понять, что он видит в коммунистах не только союзников по борьбе против фашизма, но и вообще носителей высших человеческих идеалов". Хемингуэй видел и понял, что в войне можно победить только вместе с коммунистами, дисциплину которых он высоко ценил. Макс в пьесе борется за дело рабочего класса, за дело в которое он верит. Характеризуя героя, Макс говорит, что он ему доверяет, и эта оценка показывает, что, несмотря на присущие ему черты апатии, на Филипа можно положиться. Филип выражает неудовлетворение той жизнью, которой они живут; он хочет, проснувшись утром, получить хороший завтрак. В ответ на это Макс говорит: "You do it so every one will have a good breakfast like that, you do it so no one will ever be hungry. You do it so men will not have to fear ill health or old age; so they can live and work in dignity and not as slaves. …You do it for all men. You do it for the children."

Филип Роулингс отвечает утвердительно и без доли сомнения: он будет служить этому делу. Снова мы видим существенную разницу между ранним и поздним хемингуэевским героем. Первый не хочет даже и подумать. Таким образом, он избегает подобных тем. Правда, сам герой в пьесе не выражает таких идей, но все же он принимает их. Герой Хемингуэя заявляет:

"We’re in for fifty years of undeclared wars and I've signed up the duration".

Высказывание это означает, что герой поддавался бороться за свободу, свидетельствует о большом шаге героя вперед. Хотя при этом следует отметить, что он идет бороться, а не побеждать.

При сопоставлении структуры и семантики образов героев в произведениях испанской тематики с более ранними можно указать на то, что именно в "Испанской земле" и в "Пятой колонне" Хемингуэй достиг наиболее прогрессивного идейного звучания, и герои его становятся особенно рельефными, благодаря их включению в контекст конкретной общественной борьбы. Жанровые особенности этих произведений не позволяют автору вводить своё "я" в виде философских, лирических или публицистических отступлений, а требуют осуществления наиболее передовых идей, подсказанных реальной жизнью через действующие лица /иногда второстепенные/. Все это в конечном счете способствует и более наглядной интерпретации, и правильной оценке центрального героя читателем.

При анализе характера Филипа Роулингса важным оказывается не только сюжет, но и особые примеры литературной образности - символизм, аллегория и т.д. Самым важным художественным приемом становится противопоставление света и тьмы. Герой первого романа Хемингуэя, Джейк Барнс, говорит; «There Is no reason why because it is dark you should look at things differently from when it is light."

Филип Роулингс ночью обещает героине жениться да ней, но когда она заговаривает об этом на рассвете, он отвечает: No. Not in a hundred thousand bloody years. Never believe what I say at night. I lie like hell at night."

Темнота, таким образом, оказывается для героя символом личного счастья, или вернее - возможности его достижения между тем как при свете - днем - герой вынужден встречаться с ломкой борьбы. Днем нет места для личного благополучия. Реальность категорична - именно она обусловливает то предпочтение, которое герой, отдает дню перед ночью.

Большой интерес представляет и роль, диалога как приема характеристики действующих лиц. Своеобразный повествовательный стиль ранних произведений Хемингуэя нередко оттеснял речевую характеристику героев на задний план так, что диалог иногда оказывался в роли, подчиненной описанию, повествованию и авторским отступлениям. Подтекст в речи действующих лиц был полностью определен ситуацией и звучал порою сильнее и информационно насыщеннее, чем прямое высказывание. Именно в пьесе автору пришлось более четко дать языковую характеристику своих действующих лиц, воссоздать образ мыслей, индивидуализировать и типизировать их.

Некоторые буржуазные литературоведы /Л.Трилдинг, Э.Уилсон и др./, осуждавшие Хемингуэя за его левые симпатии, создали в зарубежной критике своеобразный миф о садизме и человеконенавистничестве хемингуэевского героя, приводя в качестве примера и Филипа Роулингса». Но такие упреки являются конденциозными и несправедливыми. Наоборот, весь идейный пафос пьесы говорит о глубоком гуманизме писателя, да и центральный герой произведения, несмотря на свои колебания, по существу правильно понимает смысл происходящего.

Карлос Бейкер пишет, что у Хемингуэя были личные причины для его ненависти к фашизму, но русский коммунизм, по его мнению, был не лучше. Война уже шла, и у друзей испанского народа не осталось иногда выхода, кроме сотрудничества е левым крылом коализации народного фронта. Что касается взгляда Бейкера на "русский коммунизм", то он только обнаруживает его реакционную сущность. Бейкер не видит, что коммунизм, как интернациональная сила, был самым устойчивым борцом против фашизма. Альва Бесси пишет, что роль Советского Союза была последовательно честной. В Испании везде можно было, видеть лозунги: Да здравствует Советский Союз - лучший друг испанского народа. Вряд ли пьесу Хемингуэя "Пятая колонна" можно отнести к числу лучших произведений писателя, но, тем не менее, можно все таки утверждать, что она явилась свидетелем одного из значительных сдвигов в мировоззрении писателя. Таким образом, Хемингуэй доказывает, что именно ради счастья всех людей надо бороться с фашизмом. Работа в контрразведке республиканцев - это идейное призвание Роулингса, которому он следует наперекор внешним и внутренним препятствиям. В нем сохранилось ещё немало от мелкобуржуазного индивидуализма более ранних хемингуэевских героев, в том числе и некоторые этические принципы, мешающие понять, что в решающем бою с коварным противникам необходимо следовать логике классовой борьбы. Он не разочаровывается в идее, однако на практике ее осуществление иногда теряет под ногами почву; Необходимость ежедневно соприкасаться с отрицательным, враждебным, частично надламывает его веру в людей, оставляет без твердой перспективы. Он идет бороться, а не побеждать.

Здесь снова мы видам, что Хемингуэй не идеализирует своего героя. Он видит и показывает таких людей, дня которых война в Испании не только означает выполнение личного долга перед человечеством, но и является логическим и эмоционально осознанным самовыражением. Для них нет другого пути, нет и опасности за абстрактными общими принципами потерять из виду жизнь трудящихся.

В заключительном решении произведения есть намек на ещё более высокий идейный уровень, герой жертвует собственным благополучием во имя социального чувства ответственности, остается борцом, что автор также считает правильным. В то же время ясно, что проводимая борьба не является до конца борьбой самого Роулингса, в отличие, например, от Макса, который, как коммунист, просто знает, что у него нет и не может быть никаких других интересов, кроме интересов Испании и всего трудового народа.

Коммунист Макс, горничная Петра и некоторые другие действующие лица вносят своими яркими лаконичными репликами в пьесу необходимую для идейно-художественной целостности конкретность, которая отчасти теряется в образе центрального героя. В основе действий Роулингса - этический принцип и идейные побуждения, у Макса и Петра к этому прибавляется и сознание принадлежности к классу трудящихся, Хемингуэй с явным уважением создавал их образы, он подчеркнул роль этих людей для процесса формирования убеждений центрального героя. Снова мы видим, что познавательная функция произведения оказывает глубже и шире, чем образ самого героя. Сознательность Филипа Роулингса выше, чем у Барнса и Генри. В Максе мы видим человека, сознательность которого обусловлена социально. Но пока еще персонаж такого плана не занимает в произведении центральное место. Герой "Пятой колонны" имеет много общего с героями прежних произведений Хемингуэя. Прежде всего, это проявляется в сфере восприятия жизни. Но важным и определяющим в характере Роулингса является то, что он, переломив себя, подписывает договор до конца бороться фашизмом. Именно, это принципиально новое отношение к борьбе, которая уже является борьбой двух социально и политически противоположных сил, отличает Роулингса от героев-бунтарей, выведенных Хемингуэем в произведениях, предшествовавших "Пятой колонне".

Литература

1. Baker, C. (ed.) - Ernest Hemingway. Critiques of Four Major Novels. Scribner, N.Y., 1926.

2. Hemingway, E,. - The First Forty-Nine Stories and the Play "The Fifth Column". Modern Library, N.Y., 1938.

3. Hemingway, E. - Selected Stories. "Progress", M., 1971.

4. Hemingway, E. - The Sun Also Rises. Scribner, N.Y 1926.

5. Hemingway, E, - The Spanish Earth. Savage, Cleveland , 1938.

6. Hemingway, E. - Fascism Is Lie. - "New Masses", N.I. , June 22, 1937.

7. Regler, G. - The Great Crusade. Longmans Green,N.Y , - Toronto, l94o.

8. Гиленсон, Б. - С Испанией в сердце - "Вопросы литературы", №10, 1972.

9. Мендельсон, M. - Современный американский роман ."Наука", М., 1964.

10. Кашкин, И. - Содержание - форма - содержание. - "Вопросы литературы" №1 , 1964.

11. Юрьева, Л. - Героическая Испания в литературах мира - "Вопросы литературы", №10, 1972.

Э.Э. Сау



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"