Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Тахо-Годи М.А. Предисловие к повести «Старик и море» Э. Хемингуэя

Э. Хемингуэй «Старик и море» - Орджоникидзе: Ир, 1982.

Жизнь замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя началась на стыке двух эпох — девятнадцатого и двадцатого веков. Он родился в 1899 году в маленьком городке Оук-Парк близ Чикаго. У отца будущего писателя доктора Хемингуэя был летний домик в лесах Северного Мичигана на берегу небольшого живописного озера. В своих первых, во многом автобиографических рассказах о Нике Адамсе, Хемингуэй скажет, что всегда был благодарен отцу "за две вещи: охоту и рыбную ловлю... Нужно, чтобы кто-нибудь подарил тебе или хоть дал на первое время ружье и научил с ним обращаться, нужно жить там, где водится рыба или дичь, чтобы узнать их повадки..." Дружба с детьми из индейских поселков, прогулки по дебрям: девственного леса навсегда привили ему любовь к природе, к вольной, полной опасностей походной жизни. Чуть не со школьной скамьи. Хемингуэй записался добровольцем в Американский Красный Крест и девятнадцатилетним юношей очутился на первой мировой, войны в Италии. В бою под огнем он получил 227 ран от осколков мины и чудом остался, жив. Испытания не сломили его мужественного и характера, но вызвали в нем горькое разочарование в войне, на которую он рвался, считая ее справедливой, и которая оказалась бессмысленной бойней ради интересов империалистических правительств. Все отвращение, всю ненависть к этой войне он выразил в романе "Прощай, оружие!" (1929 год), сделавшем его имя знаменитым.

В последующие годы он написал еще много книг, и еще много раз ему пришлось воевать. Он сражался в защиту республиканской Испании от франкистов в тридцать седьмом году, освобождал от фашистской оккупации Париж в сорок четвертом, поддерживал революцию на Кубе в пятьдесят девятом. Он всегда был на переднем крае борьбы.

Какой заманчивой должна казаться юному читателю такая жизнь: вылеты на военном самолете на фронт и погоня за немецкими подводными лодками на своем катере, охота на львов и испанская коррида, зеленые холмы Африки и снега Килиманджаро. Но это не только жизнь, полная событий и приключений, это жизнь труженика. Всегда, в походе и дома, с записной книжкой, в руке или за пишущей машинкой, требовательный к себе, борющийся со своими сомнениями и болезнями, — он искал и находил нужные слова, создавая свои произведения, постоянно и напряженно работал. Поэтому Хемингуэю были понятны и близки люди труда, он уважал и любил их.

Главная тема Хемингуэя — жизнь, которая имеет смысл только тогда, когда наполнена творческими поисками, любовью, борьбой за справедливое дело или преданностью своей работе. Жизнь ради "поганых денег", растрачиваемая на личные удовольствия без смысла и цели, всегда осуждается писателем. Жизнь должна быть деятельной и полезной людям. "Человек один не может", к такому выводу приходит один из героев Хемингуэя в тридцатые годы. "Человек может все победить", утверждает автор в повести "Старик и море", написанной им в 1952 году.

Сюжет повести прост. Это эпизод из жизни бедного кубинского рыбака. Старик Сантьяго — "самый что ни есть невезучий", он "худ и изможден", у него плохие уловы, остальные рыбаки жалеют его. Но он не потерял интереса к жизни: читает газеты, в курсе спортивных новостей, болеет за игроков в бейсбол. Он простодушен и добр, он знает все о птицах и рыбах, об их повадках, о капризах и тайнах моря. Вот почему его очень любит и хочет с ним рыбачить, несмотря на недовольство родителей, мальчик Манолин. Мальчик глубоко предан одинокому старику, нежно заботится о нем. считает его лучшим рыбаком, мастером своего дела: "Я еще многому должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете".

У старика "все было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается". Всю жизнь он мечтал поймать большую рыбу и осуществил свою мечту тогда, когда у него уже почти не было на это сил. Плоды трудов ему не достались — он не смог привезти на берег свою добычу в целости. Жадные акулы наткнулись на гигантскую рыбу, привязанную стариком к лодке и, несмотря на все его сопротивление сожрали ее, оставив один "длинный белый позвоночник с огромным хвостом на конце". Старик не смог заработать денег, но он получает большее — внутреннее удовлетворение от того, что выполнил свою задачу. В битве человека с рыбой, в битве человека с силами природы, он, такой слабый, беспомощный и одинокий, побеждает. Он остается нищим и убогим, как был, и таким же жалким остается его жилище с глинобитным полом, и койка из голых досок, застланных газетами, — но он выстоял. Он выстоял благодаря силе воли, мужеству профессиональному мастерству, упорному стремлению к намеченной цели. Его жизнь наполнена смыслом, и недаром в конце повести старику снятся счастливые сны, он видит себя в юности, когда юнгой совершил путешествие в Африку. Ему снятся львы — не страшные и жестокие хищники, а свободные, вольные звери, весело играющие в зарослях на берегу теплого моря. Сантьяго уже не чувствует себя одиноким. Теперь в море вместе с ним будет снова выходить мальчик. Манолин охраняет его сон, он все понимает и всегда готов протянуть старику руку помощи.

На первый взгляд, в книге два героя, два настоящих человека большой души — Старик и Мальчик. Но автор не случайно назвал свое повествование "Старик и море". Море — еще один главный герой повести.

Море будничное, с которым рыбаки встречаются ежедневно, которое дает им средства к существованию. С ним связана их работа, тяжелый и изнуряющий физический труд; болезни, мозоли и раны на руках от сетей и канатов; глаза, слепнущие от солнца морских просторов.

Море загадочное, полное тайн и опасностей, удивительных богатств и страшных чудищ, выплывающих из глубин. Оно то ласкает лодку в штиль, то угрожает ей в бурю и шторм. Море, которое неразрывно связано с человеком, ибо вместе они — частицы единой и великой земной Природы.

Чтобы рассказать о единстве человека и природы, Хемингуэй находит новые слова и краски, новый стиль. Лаконичный, полный диалогов и намеков, обрывистых фраз и интонаций. Стиль раннего Хемингуэя сменяется здесь эпически плавным неторопливым повествованием с детальными описаниями, подробными картинами. Перед нами только несколько дней из жизни героя, но каждый миг ее значителен. Это суровая и правдивая книга. Она глубоко гуманистична. Писатель утверждает высокое достоинство простого маленького человека.

Повесть Хемингуэя получила мировое признание. В 1954 году она была отмечена высшей для писателя наградой, он стал лауреатом Нобелевской премии.

За год до смерти, в 1960 году, Хемингуэй закончил книгу "Праздник, который всегда с тобой". Он сам объяснял, что под "праздником" подразумевает Париж двадцатых годов, счастливых лет своей юности, когда жизнь его была связана с этим городом. Но, кажется, мы можем это название истолковать еще и в другом, символическом смысле. Книга Эрнеста Хемингуэя — воспоминание о начале пути, о том времени, когда неодолимая жажда творчества захватила писателя и не оставляла его более всю жизнь — он жил, пока мог писать. Это вечно живое творческое начало — тот праздник, который он нес в себе и который он доставляет теперь всем поколениям своих читателей. В частности, и тем, самым юным, которым повесть "Старик и море" открывает знакомство с миром большой и сложной литературы — литературы двадцатого века.

М.А. Тахо-годи, проф., доктор филол. наук.



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"