Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Топер П.М. Война и история. (Советская литература о Великой Отечественной войне в контексте мирового литературного процесса)

Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. Под ред. Топер П.М. – М.: Наука, 1985.

Испанские события оставили заметный след в литературе многих стран, и отклики на них можно рассматривать как непосредственный пролог к литературе о второй мировой войне. Литература США «красных 30-х» принадлежит к тем, в которых эти события составили наиболее заметный след. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» стал самым известным памятником испанским республиканцам и добровольцам-антифашистам всех стран, пришедшим им на помощь. Значение этой книги, отразившей трагизм поражения, заключено прежде всего в образе ее главного героя Роберта Джордана, человека, для которого антифашистское действие, несмотря на многие сомнения, стало естественным, ибо побудительные причины его лежат не вне, а внутри человека, в его чувстве и разуме.

«По ком звонит колокол» вышел в свет весной 1940 г. Следующей литературной работой Э. Хемингуэя была антология лучших произведений писателей разных стран о войнах — работа, которая была вызвана к жизни уже начавшейся второй мировой войной.

<…>

Война много занимала внимание Э. Хемингуэя, однако усилия, которые он в течение многих лет, вплоть до своей смерти, предпринимал, чтобы завершить книгу о второй мировой войне, не увенчались успехом; книга осталась неоконченной и публиковалась частями после его смерти под названием «Острова в океане». Причину неудачи надо, очевидно, видеть прежде всего в тех трудностях, которые встали перед Хемингуэем, антифашистом по духу и действиям, когда он стал прилагать понятия и нравственные характеристики справедливой войны к действиям и целям американской армии. Линия Хемингуэя не имела продолжения.

<…>

Двадцатилетие победы над гитлеризмом было отмечено в Западной Германии широкой амнистией военных преступников, а затем и искусственно подогретым интересом к личности Гитлера и его сподвижников. На это время приходится и рост популярности реакционно-милитаристской литературы от Э. Юнгера до многих новых прислужников военной касты, сделавших своей специальностью извращение правды о второй мировой войне. Во Франции это время усиленной реабилитации Петэна и других коллаборационистов, в Японии — нового взрыва героизации тех, кто «пал за микадо», и т. д. На 60-е годы приходится и особый успех книжек Я. Флеминга об английском супершпионе Джеймсе Бонде, а также и кинофильмов, снятых по этим книжкам. Но наиболее заметно расцветает милитаристская литература в это время в США.

Не случайно поэтому в 60-е годы во всей мировой литературе, как и в литературе советской, стала по отношению к войне все настойчивее звучать тема памяти. В странах Запада она принимала особый, полемический характер, ибо для передового искусства было ясно, что забвение военных лет есть прежде всего забвение уроков войны и победы над гитлеризмом.

Тема памяти в разном виде прошла в то время по всем литературам. Появились книги, которые можно назвать «книги-возвраты». Вот обычная модель таких книг: много лет спустя после окончания войны ее участник, сегодня уже немолодой человек, а тогда совсем еще юноша, возвращается на те места, где он принимал боевое крещение. Что-то созрело в нем, что-то изменилось, заставив его извлекать из глубин памяти воспоминания, от которых еще недавно он старался отделаться.

Сюжет, казалось бы, естественный и для жизни, и для искусства. В литературе о первой мировой войне, однако, он практически отсутствует по той простой причине, что новая война началась до того, как участники предыдущей успели постареть. Все крупнейшие произведения, посвященные первой мировой войне, композиционно замкнуты ею, не сталкивая разные временные пласты. В литературе о второй мировой войне подобные «книги-возвраты» стали в 60-е годы едва ли не преобладающими.

П.М. Топер

Примечание

Именно таким примером книги-возврата стал роман Хемингуэя "За рекой, в тени деревьев".




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"