Эрнест Хемингуэй
|
Никитин В.В. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»Уч. зап. Респ. пед. ин-та рус. яз. и лит. (Ташкент) М-ва высш. и сред. спец. образования УзССР», 1965, вып. 3. - Из истории зарубежной литературы - Ташкент: Наука, 1965.
На фоне позднего творчества Хемингуэя ярко выделяется повесть "Старик и море", но и она не означает, что писатель избавился от угнетавших его тяжелых раздумий о судьбе человека, его силе и немощи, достоинстве и низости и т. д. В поисках разрешения не просто обыденно-житейских, а очень важных для него философских проблем писатель обращается, помимо полнокровных реалистических образов, к образам-символам, которые не всегда проясняют, а, наоборот, замутняют животворный источник произведения — жизнь человека и его труд, направленный на покорение природы. Размышления писателя, не лишенные пессимизма и фатализма, часто отдаются в повести трагическим резонансом. Знаменательно в то же время, что Хемингуэй в качестве героя серьезного, остро проблематичного произведения избирает не интеллигента, т. е. обычного для него героя, а простого человека-труженика, что очень выгодно подчеркивает демократические симпатии автора повести. Проблема героя решается главным образом средствами реалистического искусства. Однако и испытание, и борьба старика, его победа и поражение даны в исключительных пропорциях. Одним из основных средств художественного изображения действительности в повести использован прием резкого контраста. Эти особенности сближают ее с романтическими произведениями. Но романтизм Хемингуэя значительно отличается от романтизма предыдущих эпох. Главная тема повести — отношение между человеком и природой. Образно-художественным выражением тесного слияния человека с природой является нерасторжимая связь старика с марлином. Борьба героя с гигантской рыбой, а потом с могучими хищниками-акулами — это бесконечный опор человека и природы. Повесть обрывается на поражении, что неумолимо заостряет внимание на его неизбежности, некой предопределенности. В то же время повесть — и в этом ее сила — прославляет мужество человека, его волю к победе. Старик терпит поражение, но не сдается. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Несмотря ни на что, гордые слова о человеке заглушают разлагающую мелодию смирения. Повесть своим гуманистическим пафосом резко противостоит модернистской литературе, подчеркивающей низменность натуры человека, его ничтожность и бессилие. Другая важная проблема повести — одиночество. Эта тема проходит через все творчество Хемингуэя. Человек один не может — настойчиво повторяет художник-гуманист, сердце которого снедается сочувствием к простому человеку и желанием помочь ему. Он ищет позитивное решение вопроса Писатель, изобразив рядом со стариком юного Манолина, намекает не только на необходимость, но и на какой-то реальный путь преодоления одиночества. Кроме того, можно сказать, что автор, поставив своего героя перед фактом поражения, осуждает индивидуализм, показывает его вред и бесплодность. Если герои предыдущих произведений Хемингуэя были наделены чертами конкретных персонажей, действовавших в определенной сфере, то образу Сантьяго, как и месту действия всей повести, придано широкое обобщение. Хемингуэевский подтекст получает здесь небывалую до сих пор силу звучания. Художественная мощь этого произведения держится не столько на мастерском описании всех перипетий пребывания старика в море и ярких характеристиках старика и моря, сколько на тех семи восьмых айсберга, которые спрятаны глубоко под поверхностью повествования. Эта книга в большей степени, чем какое-либо другое произведение Хемингуэя, будоражит наше воображение, заставляет думать, размышлять и совершать открытия. В.В. Никитин
|
|
|
||
При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна. © 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер" |