Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Шишова Ю.Н. Человек и судьба в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» и повести Э. Хемингуэя «Старик и море»

М.А. Шолохов в современном мире - Железноводск, 2006.

Хемингуэй и Шолохов принадлежат к величайшим художникам XX века, которые в своем творчестве отразили эпоху, а их произведения стали достоянием мировой культуры.

"Они близки мудрым и трагическим знанием жизни, глубоким интересом к мужественному герою, поисками больших философских обобщений, гуманизмом, сочетанием суровой эпичности с лиризмом и некоторыми другими чертами".

Жизненный опыт этих писателей обнаруживает важные общие вехи, которые определяют личность и судьбу. В первую очередь, это опыт войны, свидетелями и участниками которой они стали.

XX век - век жестоких военных катаклизмов, в которых испытывались на прочность человек и человечность. И в этих условиях проблема утверждения и сохранения человеческого достоинства приобретает принципиальное значение, а тема судьбы, ценности и смысла жизни особо острое драматическое звучание. "Старик и море" и "Судьба человека" это повествование о человеческом мужестве обыкновенных людей.

На протяжении всего жизненного пути идет проверка человека в самых разнообразных обстоятельствах, к которым можно отнести и те мирные и повседневные, что в повести Хемингуэя "Старик и море" в охоте за "большой рыбой", и те драматические, обусловленные войной, которые изобразил Шолохов в "Судьбе человека".

Шолохов и Хемингуэй рисуют истории, разворачивающиеся в условиях, которые присущи реалистическому повествованию. Обычная жизнь русского шофера, который до войны имел скромное семейное счастье, война, разрушившая надежды на будущее в рассказе Шолохова; рыбацкий поселок на Кубе, бедная лачуга одинокого старика, его нелегкий труд и нехитрые снасти, скучающие богатые туристы у Хемингуэя.

В обоих произведениях на первом плане противостояние человека и судьбы. Но "в повести Хемингуэя существуют два уровня повествования: конкретно-реалистический и притчевый, иносказательный. Рассказ Шолохова лишен условности, в нем нет внутреннего, иносказательного плана. Однако сравнительный анализ этих произведений позволяет особенно отчетливо обнаружить, что рассказ Шолохова выходит за рамки характерной для советской литературы того времени темы "человек и война", "человек на войне". В обоих произведениях обнаруживаются типологически сходные философские и философско-нравственные проблемы: тема человека и природы, смысла жизни, осознание своего долга, отношение к своей судьбе.

Соколов и Сантьяго трудовые люди, привыкшие бороться за жизнь, преодолевать трудности, уготованные судьбой, и при этом сохранять человеческое достоинство. Героев объединяет готовность доказывать, что человек должен и может вынести все испытания, а их подчеркнуто простые имена и судьбы невольно наводят на мысль об общечеловеческом смысле конкретных сюжетных ситуаций, об их философском наполнении. Недаром в эпической части повести Хемингуэй называет своего героя просто "старик".

Всеобщность смысла и содержания образа старика в полной мере выявляется в море, когда он остается один на один с великой природной стихией.

Один на один со своей судьбой остается и Соколов в центральном эпизоде встречи с комендантом Мюллером, одном из самых важных в нравственно-философской концепции рассказа Шолохова. При всей его конкретности он, безусловно имеет "обобщенное и в какой-то мере символическое значение". Испытание Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками немецкого плена. Известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, это тоже испытание, которое он должен пережить, оставаясь по-прежнему один на один с самим собой, со своей судьбой. Соколов демонстрирует несгибаемость духа, нравственное достоинство, которое не могут сломить никакие обстоятельства. В повести Хемингуэя эпизод в море, поединок старика с рыбой та же ситуация проверки мужества и достоинства человека.

И в том, и в другом случае перед нами поединок, который решает судьбу и является глубоко драматичным испытанием истинности человеческой силы и достоинства.

Глубоко родственны и нравственные принципы героев, которые они исповедывают, несмотря на все испытания. Соколов говорит: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала". Старик вторит ему: "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить".

Нравственная стойкость и мужество человека, который остается один на один с судьбой, не только объединяют этих героев, но и открывают новые аспекты философской проблематики произведений, в частности проблему одиночества, но решается она по-разному. Это обусловлено и различием жанровой природы произведений, и различием мировоззренческих позиций и философских установок авторов.

Душевная щедрость Соколова, свойственная русскому национальному характеру, его общность с судьбой всего народа, его личностное участие в общенациональной трагедии оставили герою выход, не позволили замкнуться в сознании индивидуальной потери.

Старик одинок изначально. В реально бытовом плане повести он живет среди людей, имеет определенные связи с ними профессиональные, человеческие, но в условно-иносказательном плане повествования и в философском смысле он принципиально одинок.

Вот рядом с образом старика появляется фигура мальчика Манолина. Именно его присутствием снимается трагический пафос повести. Тема преемственности поколений открывает светлую, дающую надежду перспективу.

Та же тема прослеживается и в рассказе Шолохова. Образ Ванюши стал тем звеном, которое связывает Соколова с уже казалось бы утратившей смысл жизнью. Мальчик возвращает надежду, дает силы идти дальше.

Трактовка темы судьбы не ограничивается констатацией ее трагизма. Судьба - это не только то, что происходит с человеком помимо его воли, это не рок. Человек может и должен сам управлять своей судьбой, подчинять ее своей внутренней силе.

Герои обоих повествований выходят победителями в схватке с судьбой, хотя эта победа пришла к ним ценой потери.

Особого внимания заслуживает семантика названий этих произведений. Повесть Хемингуэя тоже можно назвать "Судьба человека", поскольку в ней ставится одна из фундаментальных проблем человеческого бытия: судьба и мужество ее принять и преодолеть. Старик Сантьяго и Андрей Соколов преодолели не только свою судьбу, но и победили себя это внутренняя, нравственная победа настоящего Человека, который знает цену и поражению, и потере, и победе. Повесть-притча Хемингуэя - это размышление о конкретной судьбе человека вообще, о его месте в мире. Семантика названия повести Хемингуэя философски насыщена. Море - это мир и жизнь, судьба и природа. Вечные темы литературы неиссякаемы, как вечна тема человека в этом мире, жизни, природе, как вечна и неисчерпаема тема его отношений с судьбой.

Ю.Н. Шишова



 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"