Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Знак О.Н. Автобиографический аспект творчества Э. Хемингуэя (Война в жизни и творчестве Хемингуэя)

Актуальные проблемы современной американистики (Культурологический аспект) материалы III международной научной конференции Минск, 27–28 февраля 2007 г.

Очевидно, что творчество каждого писателя в той или иной мере автобиографично. У Хемингуэя эта особенность проявляется с особой рельефностью. Биографические сведения являются источником и объяснением творческих импульсов писателя. Внимательное чтение его произведений убеждает, что очень многие эпизоды, детали, сюжетные коллизии, описания природы, а главное лица и характеры его героев, – все отражает то, что увидел, узнал, пережил Хемингуэй. Писатель идет к истине не от созданного его воображением образа, а от конкретного, когда-то случившегося факта. В основу многих его произведений положены события, сыгравшие явную или скрытую, прямую или косвенную роль в биографии автора. Доказательства автобиографичности – высказывания самого писателя, свидетельства родных, его друзей. Некоторые герои имеют своих реальных прототипов, хорошо известных автору людей. В судьбах некоторых персонажей отразились отдельные черты характера самого писателя. Но жизненный материал у Хемингуэя не отражается зеркально, он творчески переработан, обогащен и трансформирован силой его писательской фантазии.

Д. Затонский, доказывая идею автобиографичности творчества Э. Хемингуэя, утверждает: «Главное, что писатель обобщил и объективировал себя в героях. Они – образы поколения, глубоко травмированного войной. Но они не только представители поколения, а и определенного типа людей внутри него – выходцы из той же, что и автор, интеллигентной среды, у них та же, что и у него, жизненная позиция». [1, с. 339] Таким образом, автобиографическим может быть не только то произведение, центральным героем которого является сам автор, но и произведение, проблематика и образы которого навеяны личным опытом писателя.

А жизненный опыт Хемингуэя был богатый, ведь он жил жизнью своего века, своей эпохи. В качестве военного корреспондента он побывал на пяти войнах, в трех из них участвовал добровольно. В 1917 г. Америка вступает в Первую мировую войну. Хемингуэй, как и многие его сверстники, добровольцем уезжает в Европу, служит шофером в санитарном отряде американского «Красного Креста» на итало-австрийском фронте. В июле 1918 г., находясь на передовой, он попадает под минометный обстрел и оказывается на операционном столе. Из его тела извлекают 237 осколков. Это событие во многом определило направление его творчества.

Первой серьезной книгой Хемингуэя, принесшей ему известность, был сборник рассказов «В наше время» (1925). Главное место в сборнике занимают рассказы, составляющие биографию Ника Адамса, главного героя, в котором много автобиографических черт (он вырос в лесах Северного Мичигана, мальчишкой попал на Первую мировую войну и с фронта вернулся уже иным человеком). Рассказы «Индейский поселок», «Доктор и его жена», «Что-то кончилось» и др. основаны на личном опыте Хемингуэя и повествуют о детстве и юности мальчика, о первых его столкновениях со сложностью жизни, о его духовном созревании. На страницах сборника Ник Адамс растет, мужает и меняется вместе с автором. В рассказах «Дома» и «На Биг-Ривер» Хемингуэй исследовал духовное состояние солдата, вернувшегося домой с войны, смятение человека, который не может найти своего места в жизни, драму возникшей пропасти между сыном и родителями – все то, что пришлось пережить самому.

В 1922 г. Хемингуэй побывал на своей второй войне – греко-турецкой, где он увидел страдания мирного населения, трагедию беженцев. Его ненависть к войне укрепилась. Он определил свое место в мире и решил для себя: задача писателя – «писать простую честную прозу о человеке».

Особое место в сборнике занимает «Очень короткий рассказ», основанный на автобиографическом материале. Пребывая после ранения в миланском госпитале, Хемингуэй пережил первую искреннюю и горестную любовь к итальянской медсестре Агнесе фон Куровски. Вначале их чувство было взаимно, но потом наступил разрыв по инициативе Агнес. Неудачная любовь, уязвленное самолюбие долго были для Хемингуэя незаживающей раной. Этот любовный сюжет интересен и тем, что впоследствии он разрастется, обогатится новым опытом писателя, новыми мыслями и перейдет в сюжетную линию известного романа "Прощай, оружие!" (1929).

Тогда, в Италии 1918 г., на первой своей войне, Хемингуэй был еще не писателем, а солдатом, но, несомненно, что увиденное и пережитое за полгода пребывания на фронте наложило неизгладимую печать на весь его дальнейший путь. Личные впечатления, общение с рядовыми итальянцами, антивоенные демонстрации на улицах Милана – это и многое другое открыло глаза Хемингуэю, глубоко потрясло его. В рядах чужой армии, в чужой стране он стал свидетелем бесцельной бойницы. Так было с самим Хемингуэем, так стало и с его героями.

Ушедший на фронт добровольцем и сражающийся в рядах итальянской армии молодой американец лейтенант Фредерик Генри постепенно убеждается в антинародном характере Первой мировой войны. Жизнь в окопах показывает всю лживость лозунгов, под которыми ведется вооруженный передел мира. Пройдя через все испытания, герой Хемингуэя не хочет оказаться жертвой ничем не оправданного убийства. Он не знает за собой вины и не желает отвечать своей жизнью за глупость других. И Генри заключает «сепаратный мир», он дезертирует и уезжает в нейтральную Швейцарию вместе с подругой – английской медсестрой Кэтрин Баркли, с которой познакомился в госпитале после ранения. Прототипом Кэтрин послужила ранее упоминавшаяся Агнес фон Куровски.

Наряду с войной центральной темой романа становится тема зыбкости человеческого счастья. В атмосфере крови, страданий, гибели тысяч людей расцветает светлое чувство любви между Фредериком и Кэтрин. Они живут в горах, наслаждаясь тишиной и покоем. Кэтрин ждет ребенка. И чем полнее их счастье, чем оно безмятежнее, тем острее становится ощущение хрупкости этого счастья, ощущение трагизма. И развязка надвигающейся трагедии не заставляет себя ждать – Кэтрин умирает при родах. Любовь – жизнь выступает в романе антитезой войне – смерти. Самоустранение героя из истории, его побег из большого мира катастроф в малый мир личного счастья – не выход. Генри остается один.

Итак, роман «Прощай, оружие!» – о том, что перенес сам писатель, оказавшись в мясорубке Первой мировой войны, о любви и одиночестве человека, у которого война отнимает все, что составляло хоть какой-то смысл его жизни. Еще в сборнике «В наше время» явственно проступила мысль о том, что человеческая жизнь – это трагедия, исход которой предрешен. И перед писателем встал вопрос о позиции человека, о нормах его этического поведения. Эта проблема всегда будет волновать Хемингуэя, и на разных этапах своего творчества он будет по-разному отвечать на этот кардинальный нравственный вопрос.

Следующим значительным этапом в жизни и творчестве Эрнеста Хемингуэя стала Гражданская война в Испании (1936–1938). Именно там он в полной мере раскрылся как художник и гражданин. Испанская революция стала для писателя делом жизни. Это была не бессмысленная бойня, о которой он писал в первых романах, а схватка с фашизмом, который он ненавидел по-настоящему. Схватка за жизнь, которую пришла пора защищать. Хемингуэй решительно встает на защиту республики. На свои средства он покупает 24 санитарные машины, а также большую партию медикаментов для помощи республиканской армии. Весной 1937 г. писатель выезжает в Мадрид. Он бывает на самых опасных участках фронта, пишет репортажи.

В Испании Хемингуэй увидел не только крах республики и торжество своих злейших врагов, но и новую для него революционно-освободительную войну, а также новых героев. Все пережитое он вложил в роман «По ком звонит колокол» (1940). Сюжет романа прост – это описание последних 48 часов в жизни главного героя. Роберт Джордан, молодой американец, добровольно приехавший в Испанию сражаться с фашизмом, получает задание перейти линию фронта и взорвать мост в тылу у фашистов. Он понимает, что выполнение задания может закончиться для него смертью. Тем не менее главный герой утверждает, что каждый должен выполнять свой долг и от выполнения долга зависит многое – судьба войны, а может быть, и больше. И даже любовь к испанке Марии он рассматривает с позиции общественного долга.

Поле зрения писателя шире, чем у его героя, однако дистанция между автором и Джорданом, которому доверена критическая переоценка испанских событий, остается незначительной. И мы узнаем об эволюции в мировоззрении и характере главного героя. Так на смену индивидуалисту Фредерику Генри, думающему только о своей любви и жизни, приходит борец-антифашист, сознающий чувство долга и ответственности перед человечеством. Хемингуэй видел, что встревоженный ХХ в. обостряет социальную несправедливость, и его симпатии были на стороне борцов за свободу и демократию. Он понимал, что нет ничего выше подвига людей, добровольно поехавших в Испанию сражаться с фашизмом, не рассчитывая ни на награды, ни на деньги, ни на славу. А ведь и сам писатель поступал также.

Эпиграфом к роману Хемингуэй взял строки английского поэта ХVII в. Джона Донна: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши… смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, По по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». [2, с. 3] Эти строки говорят о непреходящей ценности каждой человеческой жизни, о необходимости единения людей в борьбе за общую цель, они звучат как реквием по тем, кто пал, защищая Испанскую республику, как страстное утверждение неизбежной конечной победы человечества над силами фашизма.

С верой в это в 1941 г. Хемингуэй в качестве военного корреспондента отправляется на свою четвертую войну, японско-китайскую (Дальневосточный фронт), пишет репортажи.

В жизни самого Хемингуэя слова не расходились с делами. Он боролся с фашизмом не только пером писателя, но и с оружием в руках. 1941 год. Шла Вторая мировая война и пятая в жизни великого Человека и Писателя. На пять лет Хемингуэй позабыл, что он писатель. Он рядовой боец-фронтовик. Чтобы сражаться со своим старым врагом – фашизмом, писатель вооружил собственную яхту «Пилар» и, снабдив ее акустической аппаратурой, начал охоту за немецкими подводными лодками в Карибском море. Два года он регулярно выходил со своей командой в море. Весной 1944 г., узнав, что готовится открытие второго фронта в Европе, Хемингуэй вылетает в Великобританию. Затем с войсками вступает на землю Нормандии. Оказавшись недалеко от Парижа, Хемингуэй из французских антифашистов и партизан собирает свой вооруженный отряд, который принимает непосредственное участие в освобождении Парижа. Как видно, писатель не зря называл себя человеком действия. А все эти морские, воздушные и сухопутные «вылазки» дали ему богатейший материал для написания «большой книги». Но в 1949 г. Хемингуэй прервал работу над книгой и начал писать рассказ на военном материале. По его собственным словам, он «не мог остановиться, и рассказ вырос в роман» –"Острова в океане" (1970).

Томас Хадсон – главный герой романа – многими чертами похож на автора. Как и Хемингуэй, Хадсон много путешествовал, провел молодость в Париже, он прожил бурную жизнь, любил многих женщин, дружил со многими хорошими людьми. Как и Хемингуэй, он прошел через войну. Трудился самозабвенно, упорно добиваясь высшего совершенства, порой переделывая свои творения вновь и вновь. Хадсон пишет на полотне море, которое Хемингуэй писал на бумаге.

Первая часть романа носит название «Бимини». Бимини – два маленьких островка в Атлантическом океане неподалеку от Кубы. Из биографии Хемингуэя известно, что он бывал на Бимини, ловил в его водах крупную рыбу. Также с островами связана древнейшая индейская легенда о том, что там бьет ключ вечной молодости. Именно там, на Кубе, занимаясь любимым делом, писатель ощущал прилив жизненной энергии.

Вторая часть романа – «Куба» и третья – «В море». Действие в них разворачивается на фоне Второй мировой войны. Хадсон, как и Хемингуэй, честный человек, он ненавидит насилие и несправедливость и поэтому не может уклониться от выполнения своего человеческого долга. Художник откладывает кисть и берет в руки ружье. Как и его старший сын Джон, Томас Хадсон становится солдатом в войне против фашизма. Его команда из старых друзей, испанских республиканцев, маскируется под научную экспедицию и ведет разведку в море. Хадсон в схватке с врагом ведет себя отчаянно, мужественно. Он получает роковое ранение, но свой долг выполняет до конца. Проводя параллель с Э. Хемингуэем, видим, что действия Томаса Хадсона и его экипажа во многом основаны на личном опыте автора. У писателя также был старший сын Джон, который во время войны побывал в плену у фашистов, но позднее был освобожден.

Наделив своего героя столькими свойственными самому чертами, Хемингуэй передал ему и некоторые свои раздумья. Он говорил о своих переживаниях, он старался разобраться в себе. И он понял, что жизнь предъявляет человеку множество вопросов и задач, которые он должен решить так, чтобы остаться человеком. Хорошо работать и честно выполнять свой долг – вот их, Э. Хемингуэя и его героев, жизненные принципы.

В стремлении правдиво, реалистично отобразить жизнь видел Хемингуэй высшую задачу писателя, его призвание. Он верил, что только правдой можно помочь человеку. Кроме того, Хемингуэй считал своей основной целью писать только о том, что хорошо знаешь. Однако Хемингуэй не писал автобиографии, все проведено им сквозь призму художественного вымысла. И внутреннюю жизнь писателя можно лучше всего проследить и понять по тому, что волновало его воображение и что воплощено им в художественных образах.

О.Н. Знак

Литература

1. Затонский, Д. В. Искусство романа и ХХ век / Д. В. Затонский. М., 1973.

2. Хемингуэй, Э. По ком звонит колокол / Э. Хемингуэй. Минск, 1984.




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"