Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй
 
Мой мохито в Бодегите, мой дайкири во Флоредите

Последнее "опасное" лето в Испании

Луис Мигель Домингин Луис Мигель Домингин
Луис Мигель Домингин

На тему знаменитых тореро я с вами рассталась здесь, когда умер один "король" арены и когда "королевскую мантию" одел другой - "другим" стал тореадор Луис Мигель Домингин. Домингин на всю жизнь запомнил в деталях корриду в Линаресе, где бык по кличке Ислеро убил Манолете, с тех пор Мигелю не было равных.

К Домингину люди тянулись, он был популярнейшим человеком, "сеньором арены".

Перечислить всех, с кем ему довелось встречаться в жизни,— значит составить, как он сам говорит, "нескончаемый список" громких имен — от политических деятелей до голливудских звезд. Стройный, красивый, независимый, колкий и остроумный, Домингин был в свое время центром притяжения "большого света".

Утверждают, что смерть присутствует на всех корридах подобно кокетливой даме меж двух претендентов: тореро и быком. Незадолго до смерти тореро Луис Мигель Домингин, сознавая тяжесть своей болезни с улыбкой сказал в телеинтервью:

"Мы со смертью флиртовали долгие годы".

Первым другом матадора Луис Мигеля Домингина я бы назвала Эрнеста Хемингуэя, обожавшего Испанию и поклонника корриды, видевший в ней скорее жизнь, чем смерть...

"Бой быков – единственный вид искусства, в котором художник рискует жизнью". "Жизнь, кажется, пресной без боя быков," - писал Хэм в книге "Опасное лето".

Но мой читатель может не волноваться - рассказ будет не о корриде.

(Здесь и далее я буду постоянно возвращаться к Хемингуэю, поскольку его произведения и репортажи, его любовь к корриде подвигла меня разузнать о тех кем Хэм восхищался, а так же о самом Хемингуэе - человеке, который любил жить, любил все видеть до мельчайших подробностей "своими глазами", читал сразу по 5-6 книг на английском, итальянском, испанском и французском языках, писал так же легко на испанском, как и на английском...)

Хемингуэй и Антонио Ордонес
Хем и Антонио Ордонес
Жаклин Кеннеди на корриде
Жаклин Кеннеди на корриде

"Никто никогда не живет полной жизнью, кроме матадоров." - утверждал писатель.

В свою очередь матадор Домингин по отношению к зрителям, посещающим корриды, был всегда настроен довольно критически:

"Публика редко бывает справедлива,— говорил он.— Зрелище на открытом воздухе — это совсем не то, что спектакль в закрытом зале. На корриде зритель словно безумеет, люди, которые дома, может, и голоса не повышают, здесь бурно выражают свое возмущение или кричат от восторга. Зрители заражают друг друга и вместе пьянеют от крови. Когда я сижу на скамьях для зрителей, я полностью захвачен тем, что вижу, и не обращаю внимания на окружающую обстановку. Но если я выступаю это совсем другое дело. Часто журналисты спрашивают что больше действует в бою — голова, руки, ноги? Больше всего работает слух. Я чутко слежу за тем, как реагирую трибуны. Публика платит, и приходится учитывать ее капризный вкус, ее настроение, которое может измениться не только за один бой, но и за одну минуту..."

Хемингуэй на корриде

"В нем сочетались Дон Жуан и в значительной части Гамлет, - писал Эрнест Хеминуэй о Домингине в 1954 году. - Меня восхищали его изящество, легкость, манера вести бой, основанная на его физических качествах, его великолепные ноги и энциклопедическое знание быков".

Луис Мигель Домингин, сын и брат матадоров, впервые участвовал в корриде молодых бычков-бесеррос на Лиссабонской арене, когда ему не было и одиннадцати лет!

Когда Луис Мигелю было 20 лет (1947), он за спор лучшего матадора вступил с великим Монолете (ему было 30) - Манолете победил в этой "дуэли", но только ценой смерти, Домингин никогда не забывал об этой трагедии. Тогда же с трибун прозвучало: "Король умер, да здравствует король!"...

Новый Король арены красив, даже слишком красив, его обожают женщины.

После Манолете Луис-Мигель стал самым оплачиваемым матадором, говорили, что это самый умный тореро, который лучше всех знает быков. С другой стороны, это самый деловой из матадоров: на службе у него мощный штат рекламных агентов, он изысканно одевается, легко говорит по-английски. Знает толк в бизнесе. Короче, это матадор американского склада, сохранивший все внешние атрибуты идальго и Дон-Жуана.

Погружаясь в этот материал, я все больше стала прибывать во мнении, что здесь (в 50-60-е годы прошлого столетия) прошел некий "ПАРАД ЗВЕЗД" - и это, надеюсь, вы тоже почувствуете. Казалось бы, о ком я пишу - о "каком-то" там матадоре, но как можно было соединить с ним такое "созвездие" знаменитых? - поверьте, сама удивляюсь и удивляюсь...


Домингин и Хемингуэй, Испания, 1959
Хемингуэй говорил: "Первый закон писателя – никогда не писать о том, чего не знаешь. Второй – найти верную модель". - На этот раз Хемингуэй нашел свою "модель", как вы догадались, на корриде.


Домингин и Хемингуэй

Домингин и Хемингуэй

Хемингуэй знавал еще отца Луис Мигеля - Домингос Домингина (тоже тореро), теперь же он, сдружившись и с сыном, писал: "Он не только умен, но и хорошо умеет выражать свои мысли, а кроме того, одарен разнообразными способностями, ничего общего не имеющими с боем быков. Я знаю всех его родных и должен сказать, что это на редкость интеллигентная семья." "С Мигелем всегда интересно, иметь его своим гостем – одно удовольствие; ни от кого мне не приходилось слышать таких сногсшибательных суждений о жизни и о бое быков. Я никогда их не повторял, и мы с ним оставались друзьями; тем тяжелей досталась мне вся эпопея 1959 года." ("Опасное лето")

Хемингуэй приехал первый раз в Испанию на фиесту в 1923-м, под впечатлением была написана повесть "И восходит солнце" ("Фиеста"), с тех пор сам стал настоящим Aficionado!

Aficionado (исп.) - тот, кто страстно увлекается боем быков. Есть в испанском еще интересное слово Aficion (афисьон) - чистого перевода нет, но это примерно можно так озвучить: одержимое чувство данного призвания, куража в призвании, священного огня в действии, бесстрашия...

Так вот: однажды пришло это "страшное время" для Луиса Мигеля (страх поединка после многих серьезных и опасных ранений в боях на арене), когда про него стали говорить: "Это великий тореро потерял афисьон" - "вместе с кровью из ран, нанесенных бычьим рогом, афисьон вытекает из тела".

Появившийся Страх у тореро означает конец карьеры!

Луис Мигель Домингин и Хемингуэй, 1959

Папа Хэм забрал Луиса Мигеля подлечиться после ранения и отдохнуть к себе, на Кубу. Этот случай описывается Юрием Папоровым (автором книги "Хемингуэй на Кубе"), а вот чем этот случай интересен: папа Хем настоял сводить Луис Мигеля к местному колдуну, который (и этот факт подтверждается) избавил матадора от страхов.

"Юрий Николаевич Папоров - специалист по Латинской Америке, журналист, прозаик", - так обычно скупо пишут об этом человеке, который был лично знаком с Диего Риверой, Фридой Кало, Альфаро Сикейросом, Габриель Гарсия Маркесом, Иосифом Григулевичем...

Папоров, работая на Кубе, узнавал новые факты жизни Папы Хэма из "первых рук", поэтому сам решил сходить к тому колдуну, сговорился с проводником на такой причине - якобы боится что бросит его жена и уйдет к другому. Очень интересно описывает в книге всю процедуру колдовства. В результате бородавки, к которым прикоснулся колдун, через несколько дней засохли и отвалились. Но про жену (про колдовство) больше в его очерках ничего не найти, возможно потому, что женой его была Валентина Толкунова. Может быть Папоров, действительно, "заколдовал" свою любимую Валентину, ведь сам Юрий Папоров многие годы не мог быть рядом с женой, сама Толкунова 30 лет была женой "неизвестного журналиста": журналистом он был во-вторых, а во-первых - резидентом внешней разведки (надеюсь развить эту тему позже).

Но вернемся к нашему герою и тема его жизни (как я полагаю) - это "любовная тавромахия" - надеюсь для читателя это будет интересно.

бой Домингина с быком
Иной бык дерется до последнего, измученный мулетой, он гибнет, но не сдается. А иной, горячий поначалу, вдруг словно угадав свою обреченность, сдается на сладкую смерть - вот так я примерной аллегорией описала бы "любовную тавромахию", в которой мужчина и женщина порой меняются местами.
Пабло и Луис
Не случайно рисунки Пикассо, подаренные Луису Домингину, имеют подобные тематические образы. Домингин, как видно, уверено применял тавромахию и в своих отношениях с женщинами...

Пикассо тавромахия

"Матадор никогда не видит создаваемого им шедевра. Он не может в нем ничего исправить, как художник или писатель. Не может услышать его, как музыкант. Он полагается только на свое чувство и на реакцию публики. Но если он чувствует и знает, что его работа хороша, это чувство настолько захватывает его, что все остальное перестает существовать. Он весь подчинен этому чувству..."

("Опасное лето")

Как это верно по отношению к Домингину - именно чувства (либо их отсутствие) руководили его поступками. Он имел нескончаемую череду любовниц, но каких!!!

Я расскажу только о небольшом периоде жизни Домингина (я беру период примерно в пять- шесть лет), но и этого достаточно для впечатления и удивления!...

Рита Хейворт

Рита Хейворт - богиня безответной любви. Рита Хейворт определенно великая актриса и , как считают, первый секс-символ американского кино. Мэрилин Монро не ошиблась, когда решила походить образом именно на Риту Хейворт.

Настоящую славу Хейворт принесла любовная мелодрама "Джильда" режиссера Чарльза Видора (1946). Как писали критики, в этом фильме актриса снимала с руки перчатку так, "будто показывала стриптиз перед камерой", впрочем посмотрите сами (ролик внизу). После этого ее стали называть "богиней Голливуда" и "эротическим символом Америки". Сам фред Астер называл Риту одной из своих любимых партнерш - танцевала она бесподобно, а соблазняла и того лучше.



Впервые Риту Хейворт Луис Домингин увидел еще мальчиком (актриса была старше почти на 10 лет) в фильме "Кровь и песок" (1941). Фильм имел очень характерную тему для Домингина: простолюдин Хуан молниеносно продвигается к известности и богатству, став тореадором. Его усилия направлены на удовлетворение собственного тщеславия и желание добиться женщины, которая бессовестно играет его чувствами. Мальчик Домингин хорошо запомнил с чего ему в жизни добиваться!

И вот, спустя 7 лет, в 1948-м, когда закончились съемки в Италии фильма "Гильда" (Луису-Мигелю было всего 21), но он сам был уже знаменит после "дуэли" с Манолете, наш герой совершенно бесстрашно отправился покорять знаменитую актрису. Да, был влюблен как никогда и потерял голову! Роман был очень короткий, ведь перед Ритой Хейворт "падали мужчины штабелями", остается удивляться как Рита смогла обратить на него внимание. Но испанец для Риты был только лишь молодым матадором - сердце было разбито, Домингин повержен...

Возможно именно Рита стала "прививкой" для Луис Мигеля: "как так - ведь он уже был знаменит несмотря на молодость, при виде этого красавца в Испании дамы падают в обморок, - отныне выбор его будет только из знаменитых красавиц и очень похожих на Хейворт.

Да, очень похоже, что именно из-за Риты Хейворт Домингин пускается в любовные отношения, разбивая сердца женщин без сожаления и не задумываясь - это был истинный "Дон Жуан"...

Мария Феликс. Те, кто были к ней ближе, называли ее "пожирательницей мужских сердец".

Мужчины, только увидев ее, уже теряли головы. Ее всегда окружали интеллектуалы и люди искусства и они все были без ума от этой женщины.

Мария Феликс
Мария Феликс
Мария Феликс стала источником вдохновения для создания самой сексуальной коллекции ювелирного дома Cartier, посвященной рептилиям. Змеи, ящерицы и особенно крокодилы — эти древние и загадочные животные, священные у египтян и ацтеков, всегда восхищали Марию.

Она была старше Домингина на 5 лет и уже ее "Звезда" блистала полным светом. Ее культ в испаноязычном кинематографе может быть тоже сравним только с культом Мерилин Монро в американском кинематографе.

Случайностями, совпадениями полна жизнь Марии Феликс, может быть и не совпадениями - такова ее исключительность! Вообще, Домингин вел "бои" только с исключительными женщинами.

Аргентинский писатель Мануэль Пуго посвятивший много лет изучению феномена, который он назвал "святые монстры", подразумевая под этим звезд мирового экрана, писал о Марии Феликс:

"ЕЕ другом и поклонником был тогдашний президент Кубы — предшественник Батисты, тогда еще никому неизвестные Че Гевара и Фидель Кастро, самые известные режиссеры, актеры, тореро, такие как Луис-Мигель Домингин..." - Скорее всего именно потому, что Марию окружали десятки великих, Луис Мигель смог удержать эту красавицу ненадолго и "бой" был заведомо коротким - он еще мало понимал в "женской тавромахии", но уже понимал... После этого "арена любви" была в основном усыпана победами.



Чена Мачадо

China Machado
China Machado
Чене Мачадо здесь 80 лет.

Чена ("cheena") Мачадо родилась в Шанхае, семьей переехала в Южную Америку и в конечном итоге оказалась в Нью-Йорке в 1950 году. Стала впоследствии одной из самых востребованных моделей 50-70-х годов, а затем был одним из старших редакторов журнала "Harper Bazaar", любимой моделью стиля, объявленного "Avedon", в том числе "Revlon". "Незабываемая женщина" кампаний, владеет семью языками, имеет 2-х дочерей. Сказочно богата, имеет фирмы по приему на работу в качестве Пан- стюардесс в мировые авиакомпании.

А тогда, в 1950-м, она сама работала бортпроводницей в латинской авиакомпании. Пленила Луиса, когда они встретились случайно в загородном клубе, где обедали экипажи. Она уходила, он, войдя, врезался в дерево намеренно, и они оба рассмеялись. Через три дня она сбежала с Домингином в Мексику, где у него состоялись бои, а потом путешествовали пару месяцев по Европе.

Семья Мачадо прокляла дочь - семья придерживалась строгих нравов. Но девушке сказочно повезло: Домингин за короткое время познакомил ее с элитой общества и, когда убедилась в ненадежности своего возлюбленного (дело в том что Луис Мигеля везде, как "звезду", повсюду сопровождали фанатки и, разумеется, кого-то из них одаривал счастьем), она не растерялась и вернулась в Америку. С помощью приобретенных знакомств построила себе карьеру, которая могла присниться только "Золушке".

До сегодняшнего времени (шесть десятилетий спустя) Мачадо остается культурной иконой моды, в свои 80 лет еще "прирабатывает" моделью.

Ава Гарднер. Аву Гарднер с Луис Мигелем несколько раньше познакомил Эрнст Хемингуей. На этот раз съемки очередного фильма Гарднер "Босоногая графиня" проходят в Испании, где Ава снимается вместе с Хэмфри Богартом. Когда муж Авы Гарднер, Френк Синатра, прилетает в Мадрид, где теперь находилась Ава, то узнает: она больше не желает даже видеть его – у нее уже появилось новое увлечение – знаменитый испанский матадор Луис Мигель Домингин.

По этому поводу блистательный Хэмфри Богарт, который наблюдал на съемках "Босоногой графини" за начинающимся романом Авы, недовольно проворчал Аве: "Не поймешь этих баб. Половина женского населения планеты готова упасть к ногам Фрэнка, а ты крутишь любовь с парнями в плащах и бальных тапочках"!!!

Но, парадоксально! - позже, жена Хемфри Богарта, актриса Лорин Бэколл, сама попала в сети Домингина...

Ава Гарднер
Ава Гарднер в к/ф "Босоногая графиня"

"Босоногой графиня" - про танцовщицу фламенко, но фильм чисто американский, поэтому музыка и танец в клипе лишь отдаленно напоминает испанские черты.

Ава Гарднер и Луис Мигель Домингин

Ава Гарднер и Луис Мигель Домингин


Сама же актриса вспоминала: "Стоило мне впервые увидеть Луиса, как я поняла: он создан для меня. Высокий, грациозный, с проницательным взглядом черных глаз, которыми он вращал, не ворочая головой…". Об этом романе на весь свет трубили СМИ. Луис Мигель считал ее самой красивой женщиной, которую когда-либо видел, хотя и признавал, что еще больше ценит в ней юмор и понимание. Роман с Луисом был особенно бурным и страстным - как страсти корриды. Как поведала сама актриса, моменты нежности порой сменялись скандалами. Ава полюбила корриду, сама хотела побывать в роли тореро, даже получила ранение на щеке, след остался навсегда...

Домингин подумывал о свадьбе и о детях, но на своих условиях - а все это (условия) не входило в планы голливудской дивы. Идиллический роман с Гарднер подошел к концу в сентябре 1954-го.

- "Босоногая графиня" никогда не будет танцевать под чужую музыку!

Говорят "Босоногая графиня" - единственный фильм, в котором Ава Гарднер сыграла роль, выразившую ее саму, ее характер. Ава Гарднер никогда не была чьей-либо половиной, ее нельзя было представить себе связанной "женской долей" (долей удрученных, как считала сама).

Во время съемок фильма режиссера Стэнли Крамера "Pride and Passion" ("гордость и страсть" с Софи Лорен и Кэрри Грантом) Синатра встретился в Мадриде с Авой Гарднер, чтобы забрать документы для развода. Все попытки примириться оказались безуспешными - Ава предпочла остаться в Испании.

Что удивительно: Ава Гарднер осталась в Испании на 10 лет!, она любила только матадоров - ее романов с тореро было не счесть. Потом до конца жизни жила в Англии (снялась в трех фильмах по произведениям Хэма: "Убийцы" (1942), "Снега Килиманджаро (1952)", "И восходит солнце" (1957)).

Мне удалось найти вот эти фото: как вы думаете, что тут делает Софи Лорен? Луис-Мигель учит Софи тавромахии?(справа) А не была ли и она влюблена?...

Софи Лорен на корриде
Софи Лорен и Луис Мигель Домингин

Круг "Его корриды" расширялся - поражает количество знаменитых женщин и мужчин мира, находившихся в дружеских отношениях с Домингином!

Че Гевара на корриде Марлен Дитрих на корриде

Но была и трагическая часть в "любовной тавромахии" Луис Мигеля...

Мирослава. Настоящее имя и фамилия актрисы — Мирослава Стернова (Miroslava Sternova).

В 1953-м Мигель встретил на Кубе актрису (тогда уже очень известную в кинематографе) , с которой более чем подружился. В 1954-м судьба вновь свела их, но на сей раз в США, тогда Мирослава поверила в любовь Домингина и для себя решила, что именно этот мужчина смысл ее жизни. Скоро Мирослава направилась по работе в Испанию и чтобы повидать своих друзей и своего Луиса. Мирослава была уверена, что Домингин любит ее и свою дальнейшую жизнь уже не представляла без любимого.

Когда она вернулась назад в Мехико, то через месяц получила известие из газет: ее любимый женился на итальянской актрисе Лючии Бозе - поверить было невозможно, ведь только месяц назад Он был только Ее.... - через день ее нашли мертвой от передозировки снотворного. Это было самоубийство, актриса оставила три прощальных записки, а в руке были – фотографии Домингина и своей матери.

MIROSLAVA

Мирослава Стернова
Фильм "Попытка преступления" режисера Луиса Бунюэля был последним для Мирославы Стерн, в прокат вышел после ее смерти. Мистическое впечатление от этой истории перешло в жизнь: по сюжету игравший Арчибальда, сжигал в горне керамиста манекен, точь-в-точь воспроизводивший облик актрисы Мирославы Стерн.

Мирослава Стернова

Мирослава покончила с собой из-за несчастной любви и была, согласна ее воле, сожжена. Мексика не простила Домингину свою любимую Мирославу - его в страну долго не пускали.



А кто же эта разлучница (если можно ее так назвать)?!

Актриса и бывшая "Мисс Италия -1947", Лючия Бозе, прилетела в Мадрид на съемки драмы "Смерть велосипедиста" ('Muerte de un ciclista'). В аэропорту ее встречал продюсер Мануэль Гойанес, который представил ей Домингина. Сначала Бозе решила, что познакомилась с очередным хвастуном, но вскоре тореадор вызвал у нее живой интерес и смог завоевать ее сердце (по моим подсчетам за два дня). Она совершенно не знала испанского и английского языков, а Луис не знал итальянского, но они преодолели языковой барьер ...:), и даже то, что Лючия вообще ничего не знала о корриде не могло помешать свадьбе. Через месяц, 1-го марта 1955-го, влюбленные сыграли свадьбу в Лас-Вегасе. Это решение скорополительно заключить брак было для всех странным!!!...

Лючия Бозе "Мисс Италия - 1947"

Лючия Бозе

Луис Мигель Домингин и Лючия Бозе

Луис Мигель Домингин и Лючия Бозе

Вот что вспоминает сама Бозе о первом годе совместной жизни: "Это был очень тяжелый опыт. Я не говорю по-испански… он не говорит по-итальянски. Я думаю страсть и родилась, потому что мы не понимали друг друга. Когда же пришло понимание, кто он такой и кто я такая, начался кризис". Однако Луис Мигель все компенсировал своей не перестающей удивлять актрису сексуальной ненасытностью. Конечно же этот брак был для обоих несчастливым, многие друзья считали Лючию очень простоватой для Луиса и это было так, вот этим браком они были, скорее, наказаны.

Когда брак развалился через 12 лет, в 1967-м, Бозе рассказала о том, что матадор не только не любил ее и не ввел в клан Домингин, но и постоянно ей изменял.

За эти годы у супругов родилось трое детей – Мигель, Лючия и Паола (крестница Пикассо).

От себя добавлю свое удивление по разводу: в Испании времён Франко такого понятия, как развод, попросту не существовало. Если семейная жизнь превращалась в ад, пара расходилась, но де-юре продолжала оставаться в браке. При этом у женщин не было паспортов, без разрешения мужа или отца они не могли открыть банковский счёт, а за измену их сажали в тюрьму (разводиться официально разрешили лишь в 1981 году). Но и в Италии развода так же не существовало (даже великий режисер Карло Понти потратил 10 лет на развод, добившись для этого гражданства Франции).

Так уж я и не узнала у каких высших сил Домингин был на "приеме"?, но развод он оформил.

Пикассо и Домингин

Домингин с семьей часто отдыхал у Пабло Пикассо на вилле в Каннах.

Пикассо и Домингин

Пикассо и Домингин

Лючия Бозе вправе быть обиженной, до замужества она снялась у Де Сантиса ("Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов"), Антониони ("Хроника одной любви", "Дама без камелий")...

А потом более десяти лет она не появлялась на экранах - была замужем на "условиях мужа": не сниматься! И только после развода зритель вновь увидел ее в картинах лучших режиссеров Франции и Италии (но не в главных ролях), утрачены были лучшие роли за эти годы... Лючия уехала с детьми в Панаму и отказалась от содержания, обижена была до такой степени, что поначалу не разрешала видеться с детьми - что и говорить, причин было предостаточно...

В одном интервью я прочла вот эту ее фразу, которая дает точное определение их супружества:

"Если Бог существует, он не может быть мужчиной. Мужчина хочет обладать тем, что он создает, пока женщина ограничивается тем, чтобы любить его создание. Мужчина - абсолютная власть, женщина - чистая любовь". "Тогда Луис был номером один, для Испании и для меня".

(В прошлом году Лючия отметила свое 80-летие, живет в Испании, иногда появляется в сериалах, дочери стали актрисами, а сын - певец, актер, режиссер).



Но представьте себе что же я открываю с удивлением - наш "Дон-Жуан" оказывается успел увлечься и советской киноактрисой - Татьяной Самойловой. Дело в том, что на Каннский фестиваль 1958 года был представлен фильм "Летят журавли", это единственный российский фильм, получивший главную награду — "Золотую пальмовую ветвь". Конечно же Домингин тоже там был, оказывается этот матадор успевал вести богемную жизнь , мог на любых приемах легко поддерживать разговор на любые темы, хорошо знал литературу, живопись, кино, музыку и мог вести разговоры на нескольких языках...- он был желанным и приглашаемым гостем повсюду!

Татьяна Самойлова Татьяна Самойлова
справа от Татьяны Самойловой Жан Кокто,
центр - Пабло Пикассо

Левый снимок был сделан после вручения Татьяне Самойловой специального диплома жюри Каннского фестиваля за исполнение главной роли в фильме "Летят журавли" Михаила Калатозова. Между прочим, 24-летняя Т.Самойлова обошла тогда (в 1958 г.) саму Софи Лорен, которой многие прочили эту премию за фильм "Любовь под вязами". Не случайно же великий художник Пабло Пикассо, присутствовавший в Каннах, просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: "Уверен, после показа вашей картины Вы станете звездой". И он оказался прав.

Пикассо был в восторге от фильма, по его просьбе "Летят журавли" художнику показали отдельным сеансом еще раз... Пабло Пикассо хотел написать портрет актрисы и упорно приглашал ее на свою виллу (где ждал познакомиться с красавицей и Домингин), но "наши" ее не пустили.

Этот "старый сводник" (это я про Пикассо) оказывается устраивал своему лучшему другу Домингину в своем доме свидания со многими дамами. В тот раз Татьяне Самойловой было сделано предложение от самого Пикассо для "увековечивания", но еще были предложения и от режисеров в карьерном плане. Читаю документы той поры и не могу поверить что основную "гадость" для Самойловой сделал Пикассо (стараясь для Мигеля), поэтому Татьяну поспешили отправить домой пораньше и после поездки за "кардон" карьера актрисы простаивала 10 лет (но это уже другая история).

Как показало время, Луис Мигель не забыл русскую красавицу: спустя 7 лет Домингин оказался в Москве - приехал с женой на Московский кинофестиваль 1965 г.! - вот с этого момента (как говориться) поподробнее:

Приезд испанца в Москву в те годы был необычен и потому, что это было запрещено режимом Франко (в заграничной визе тогда писали: "Проезд всюду, кроме России и стран-сателлитов"). А на Домингина мадридские власти и без того посматривали косо, так как он не скрывал своей дружбы с многими "красными" эмигрантами, а старший брат был откровенным коммунистом - он переводил через границу республиканцев, прятал неугодных режиму Франко. Домингину категорически было запрещено пересекать границы соцлагеря, так что приезд по тем временам был поступком. Однако Луис Мигель не только приехал в СССР, но и, влюбившись в фильм "Летят журавли", хотел пробить советскому кино дорогу за Пиренеи.

Домингин и Франко
На этой фотографии Луис Мигель с генералом Франко на охоте. На вопрос кто из братьев Домингинов коммунист, отвечал - все трое.

Ирина и Луис Мигель
А здесь Луис Мигель в Москве, а справа Ирина Скобцева, жена Сергея Бондарчука

В тот год (1965-й) на Московском кинофестивале показывалась 1-я серия "Война и мир" ("Андрей Болконский", главный приз фестиваля). Перебрав всю доступную литературу, газеты того времени (особо "Новое время"), могу сказать что встречи нашего матадора с Людмилой Савельевой не состоялось. Как не могу сказать какими границами Луис Мигель добирался до Советского Союза...

Замечу! Если даже суметь выехать из Испании (получить визы в соцлагерь), допустим, дали, то въехать в СССР еще сложнее. Пикассо предпринял немало шагов для того, чтобы побывать в СССР: в 1956 году в Москве с огромным успехом прошла выставка работ художника, кроме того, он нарисовал знаменитого "Голубя мира", эмблему движения борцов за мир, был членом Президиума Всемирного Совета мира и даже стал лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами".

Но, несмотря на это, посетить Союз Пикассо так и не смог. Не помогла даже личная беседа с министром иностранных дел Громыко, состоявшаяся в 1962 году во Франции.

Так кто же такой Домингин, которому были открыты все границы?, если сказать правду - я остаюсь со знаком "вопроса"... Задавая себе этот вопрос, нашла статью корр. РИА "Новости" в Испании Хуана Кобо, который в Москве брал интервью у Домингина. (Сам Хуан Кобо, сын испанского коммуниста, вырос в советском интернате, в последствии стал спец. корром в испаноговорящих странах, кстати его жена, практически перевела для нас всего Маркеса.)

Так вот что он пишет (даю небольшие отрывки):

"У него были две равно безумные идеи: устроить на Красной площади бой быков и прокатывать в Испании советские фильмы. А мы - даже Толя, человек бывалый, знавший многих великих, - позабыв обо всем, с увлечением слушали Домингина. Как бы то ни было, оценив нас как благодарных слушателей, замечательный испанец проникся к нам добрыми чувствами, и через несколько дней мы расставались с ним в аэропорту друзьями, под обильное возлияние "Столичной" клянясь друг друга не забывать", - вспоминал Хуан Кобо.

- "Поразительной красоты и благородства был этот человек. Таким его в эти дни все сегодня вспоминают. Завистников у него - хотя в Испании говорят, что зависть тут что-то вроде национального спорта, - практически не было: он был настолько прирожденным победителем во всем, что завидовать ему просто не имело смысла"...

"И вообще популярность этого высокого, атлетически сложенного и необычайно элегантного, изысканной простоты и живого ума человека была всемирной, а про бешеный его успех у первых красавиц мира ходили легенды. Домингин и не скрывал этой своей очень сильной слабости, даже шутил, что и на арену выходит только ради того, чтобы заслужить любовь очередной дамы сердца."

(01.12.1997, газета)

Домингин, Пикассо с женой Жаклин, Жан Кокто
Луис Домингин с близкими друзьями - Пикассо с женой Жаклин и Жаном Кокто.

Жан Кокто уговорил Луиса с женой Лючией Бозе и Пикассо с женой Жаклин сняться в одной из сцен своего фильма "Завещание Орфея".

Луис Мигель, Лючиея и Дебора Керр, голливудская актриса (в центре), сыгравшая в таких фильмах как "Отныне и во веки веков" и "Камо грядеши".
Луис Мигель, Лючиея и Дебора Керр

Но пора вернуться к Хемингуэю. Хемингуей, несомненно, "ревнует" Луиса Мигеля к многим знаменитым поклонникам и друзьям, особенно к Пабло Пикассо, особенно после того как Домингин раскритиковал записки Хэма о корриде и справедливо заметив, что лучшее - это "Праздник, который всегда с тобой".

Напомню: свои последние репортажи о корриде писатель пишет в 1959 году, и в этот раз он приехал болеть за нового фаворита своих репортажей - Антонио Ордоньеса, Хэм встречался с дедом Антонио в 1921-м году (тоже матадором и тоже Антонио Ордоньесом) и отцом.

А тогда, в 1959-м, он приехал в Испанию и обосновался на юге страны в поместье "Консула", принадлежавшем его американским друзьям. Здесь же он бурно отпраздновал свое 60-летие. Шампанское пили в бассейне, а виновник торжества демонстрировал меткость стрельбы, сбивая выстрелом из пистолета пепел с сигареты своего друга матадора Антонио Ордоньеса.

Началась "дуэль" двух лучших матадоров Испании. Замечу что Антонио Ордоньеса и Луис Мигель Домингин к этому времени стали родственниками - Антонио женился на сестре Луис Мигеля, Кармен и теперь приходился Луис Мигелю зятем. Но соперники за право называться лучшим матадором Испании были близкими душами по чести матадора, никто из них не завидовал и не желал проигрыша другому.

Хемингуэй, Ордоньес, Луис Мигель

Хемингуэй не пропустил ни одного боя и ездил за соперниками по всей Испании, туда, где проходили бои: Сарагоса, Бургос, Кордова, Аликанте, Барселона... Хемингуэй полагал несправедливым, что Домингин более знаменит в мире, не осознавая, что Домингин знаменит более не только как матадор, а скорее как личность.

(рядом с Хемом Ордоньес, напротив Луис Мигель)


"Бой быков, — писал Хемингуэй, — без соперничества ничего не стоит. Но такое соперничество смертельно, когда оно происходит между двумя великими матадорами. Ведь если один из боя в бой делает то, чего никто, кроме него, сделать не может, и это не трюк, но опаснейшая игра, возможная лишь благодаря железным нервам, выдержке, смелости и искусству, а другой пытается сравняться с ним или даже превзойти его, — тогда стоит нервам соперника сдать хоть на миг, и такая попытка окончится тяжелым ранением или смертью".("Опасное лето")

Вот эти два красавца!

Антонио Ордоньес и Луис Мигель Домингин

И так, теперь Хемингуэй считал Ордоньеса лучшим матадором, чем Домингин, и в очерке "Опасное лето" отметил, что последний сражается с быками, у которых подпилены рога. Для Домингина эта было "последней каплей" никогда более не общаться с Хэмом. И хотя через два года Хемингуэя уже не стало, а известный матадор пережил его на 35 лет, он так и не простил ему того злополучного очерка. Знаменитый писатель, тогда уже лауреат Нобелевской премии, наверняка понимал, какова сила его слова. Но сделал это. Это так не похоже на образ настоящего мужчины, какой он создавал всю свою жизнь. Впрочем Домингин не единственный, кого обидел Хемингуэй в конце своей жизни намеренно, в этом списке Шервуд Андерсен, который дал Хэму "дорогу" в литературу, Скотт Фитцжеральд, Гертруда Стайн и другие...

Между тем сезон боя быков продолжался, и в Валенсии Антонио должен был выступать в один день с Луисом Мигелем Домингином. Оба претендовали на право считаться первым матадором Испании. Вот здесь, в Валенсии, произошло несчастье — бык поднял на рога Луиса Мигеля и потом в него, лежащего на песке, успел трижды вонзить рог. Стоит заметить, что Антонио вышел на арену, отвлек быка от раненного и завершил бой.

Потом, когда Луис Мигель вышел из больницы, их состязание продолжалось в Малаге, в Сьюдад-Реале и закончилось в Бильбао, где Мигель Луис опять был тяжело ранен быком.

Антонио вышел победителем.

Ордоньес и Хемингуэй Антонио Ордоньес

Теперь Хемингуэй мог вернуться на виллу "Консула" и засесть за большую статью о событиях этого лета, которую он обещал написать для журнала "Лайф".

"То было восхитительное лето, и мы праздновали 60-летие Эрнеста целых два дня". - писал в воспоминаниях друг Хемингуэя А. Э. Хочнер - автор книги "Папа Хемингуэй".

Да, это лето воистину было восхитительное и знаменательное для всех героев моего репортажа, жаль что лето быстро кончилось... В октябре Хэм с женой Мэри Уэлш оставили Испанию и через Париж вернулись в США, уже было видно что смерть обволакивала его своим взглядом, менее чем через два года Хэма не станет...

Антонио Ордоньес у памятника Хемингуэю

Легенды гласят, что якобы однажды вечером, Гертруда Стайн сказала:" Хэмингуэй. Почему бы Вам не поехать в Испанию. Там есть интересный праздник: люди бегают наперегонки с быками и играют со смертью. Испанцы называют это Фиеста". Они сидели в салоне, в Париже, где в то время жили и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, и Эзра Паунд, и Джеймс Джойс, и Пикассо и еще много других молодых и талантливых людей, еще не знаменитых, но очень хотящих ими стать. Хэмингуэй поехал в Памплону 6 июля 1923 года – это был его первый визит. Через два года он написал "Фиеста. И восходит солнце". Он прославил Памплону, Фиесту, Испанию, да и сам стал знаменит.

Этот памятник Папе (как его стали называть испанцы) поставлен в Памплоне благодарными жителями города. Рядом - Антонио Ордоньес (на снимке).

"Опасное лето" писалось тяжело - уже тогда Хэм почувствовал как трудно стало рассказывать читателю о мучительном выборе между жизнью и смертью, поставленного в экстремальные условия человека... Это произведение так и не вышло при жизни Хэма, вернее несколько отрывков журнал "Лайф" напечатал... Он работал над "последним летом" до следующего лета 1960-го, он даже прилетал в Мадрид для якобы уточнения каких-то обстоятельств. Он был в явном нервном расстройстве - его мучили какие-то страхи, ночные кошмары, появились некоторые симптомы мании преследования. Он сам говорил, что боится "полного физического и нервного краха в результате смертельной усталости".


"В "Опасном лете" Хэм пытается писать, как Хемингуэй. И это ему мало удается. Он достигает иллюзии, благодаря моментам и техническим приемам, которые он нашел за много лет до этого. "Опасное лето" - похоронное прощание с литературой, и больше ничего." (Хорхе Семпрун)

Видимо Хэм это уже все сам понял...

"Мужчина не имеет права умирать в постели. Либо в бою, либо пуля в лоб." (Э. Хемингуэй)

Утром 2 июля 1961 года Хемингуэй встал, как всегда, рано, прошел в комнату, где хранились ружья, взял из стойки одно из самых любимых своих ружей, вложил два патрона в оба ствола, вставил дула в рот и нажал оба курка...

Это лето 1959-го стало "последним" и в карьере Луис Мигель Домингина, хотя попытки вернуться на арену были, но эти попытки были в виде ностальгии по ремеслу, не более. Но вот донжуанство продолжалось в полную силу (знаменитых имен и историй еще не на один том).

В 1987-м Луис Мигель (почти в 60 лет) женился на Росарио Примо де Ривера, скромной 50- летней женщине, но "голубых кровей" - таким образом Луис Мигель вошел в одну из знатных аристократических семей и стал первым матадором занявший высокое социальное положение по определению. Почему я на это обращаю внимание, потому что в то время Испания была страной порядка и такого рода "неравных" браков государство и церковь не допускали, он и здесь был первым! Он скончался 8-го мая 1996-го, в возрасте 69 лет, и был похоронен на кладбище недалеко от города Сотогранде ...

Коррида

Возможно, эта сеньора, давняя поклонница того удивительного матадора, до сих пор считает что Он, Луис Мигель Домингин, "номер один".

P.S: "Бой быков сходен с человеческой жизнью, только роль человека играет в нем бык, а судьба - это матадор. Впрочем… случается и быку выступить в роли судьбы".

(Игнасьо Санчес Мехиас, погибший в бою матадор, друг Федерико Гарсиа Лорки.)




 

При заимствовании материалов с сайта активная ссылка на источник обязательна.
© 2016—2024 "Хемингуэй Эрнест Миллер"